1 марта Валерий Калныш ушел с поста главного редактора радио «Вести», но продолжил вести несколько авторских передач. На мастер-классе Школы журналистики УКУ он рассказал о том, как устроено разговорное радио и как общаться с людьми в эфире.
Киевский опыт разговорного радио не очень велик. Это радио «Эра», «Голос Столицы» и последние два года радио «Вести». Мы работаем в формате news & talk и используем симбиоз двух журналистских школ - «Эхо Москвы» и «Коммерсантъ FM».
Наш формат себя оправдал. Хотя все говорили, что это дорого, что люди пресыщены разговорами и новостями. В стране до сих пор принято считать радио развлечением.
С самого начала очень важно определиться для кого вы будете работать. Наша аудитория - это люди в возрасте от 35 лет. Это люди среднего класса с доходом чуть выше среднего, у них есть автомобиль и их интересуют серьезные новости, а не «гоп-ца-ца». Мы работаем для тех, кто принимает решения и должен оставаться в тренде.
Характер наших новостей продиктован именно интересами аудитории. И акценты делаются на тех слушателей, которых можно монетизировать, на которых можно зарабатывать с помощью рекламы.
Нельзя работать на всех и для всех. Как только мы открылись, к нам перешли слушатели радио «Эра» - люди преклонного возраста. Пенсионеры обеспечили нам приток радиослушателей, но мы ничего не могли им предложить. Мы не могли предложить им Porsche Cayenne или квартиру в столичном комплексе. Поэтому мы начали давать в эфир больше экономических и политических новостей, и наша аудитория выровнялась.
Радио - это бизнес-проект, его цель зарабатывать деньги. Конечно, мы немного потеряли в количестве слушателей, так как некоторые пенсионеры перешли обратно на радио «Эра», где освещается больше интересующих их тем. Но смысл не в том, чтобы собрать всех слушателей, а в том, чтобы собрать тех, кто тебе нужен. Пока нам это удается.
Ни одно украинское электронное СМИ не живет только за счет того, что оно зарабатывает. Мы продаем рекламу, но также пользуемся заемными деньгами и деньгами инвестора.
Новости мы не продаем. Мы делаем честную журналистику. Мы не играем на какую-либо из сторон, мы равноудалены от политических сил, мы делаем новости и мы делаем программы.
Наши критерии в новостях выглядят так: топ-новость (картина дня), потребительская новость (то, что близко нашей аудитории - политика и экономика), сталкивание мнений (эмоциональная или локальная новость, которую люди пропускают через себя), talk about (люди ведь говорят не только об экономике) и развлекательные новости.
Программы про культуру, музыку, историю, книги и науку критически важны для людей, их слушают. Мы понимаем, что скорей всего не сможем заработать на них, но делать их - наш долг перед социумом. Есть ведь вещи более высокого порядка. Это хороший вкус, отношение к жизни, принципы, которые мы не навязываем, но формируем.
Мы должны не только сообщать новости, но и максимально включать людей в оценку фактов. Мы берем на обсуждение те темы, которые близки нашей аудитории. Слушатели всегда откликаются на темы роста цен, экономики, детей и политики. Есть еще одна вечная тема, которая работает постоянно - это декоммунизация.
Когда люди слушают других умных людей, они всегда хотят с ними поговорить и высказать свое мнение. Иногда это мнение может быть здравым, иногда глупостью. От глупости никто не застрахован.
Общаться с людьми - великое искусство. Все зависит от того, как вы выстроите ваш диалог. Вы можете спорить, вы можете интересоваться.
Вы постоянно должны помнить, что вас всегда слушают. И вы можете играть с аудиторией, делать очень локальные эфиры на очень локальные темы.
Ежедневно нам звонят около двухсот человек. Но есть и те, кто только и делает, что звонит на радио, и мы стараемся не брать таких в эфир. У нас многоканальная система с шестью линиями и есть красная и зеленая градация. Красная сделана для тех, кто звонит постоянно, зеленая - для впервые дозвонившихся за день.
Манипулировать на радио очень легко. Легко не дать каких-то два слова или вырезать и скомпоновать слова. Мы этим не занимаемся, но случаются редакторские ошибки. Не играйтесь с этим. К словам нужно относится так же трепетно, как вы относитесь к цитатам в своих заметках.
Мы должны поддерживать интерес аудитории и играть с ней честно. Поэтому мы каждые 15 минут даем анонсы и рассказываем слушателям о том, что у нас будет в ближайшее время. Люди должны планировать свое время и понимать, интересно им слушать дальше или неинтересно.
Мы работаем четвертями, по 15 минут. 3-4 минуты у нас занимают новости. Далее идут «фичеры» - маленькие познавательные программы от 40 секунд до 2,5 минут, которые разбросаны по всему эфиру и помогают разрядить обстановку и переключить внимание слушателя с серьезных новостей. С четвертой и до 13-й минуты идет шоу. С 15-й и 45-й минуты у нас стоят так называемые head-ы - новости, рассказанные самими ньюсмейкерами. Это могут быть даже звуки с места событий. С их помощью мы даем людям ощущение сопричастности.
После работы в газете все эти цифры на радио казались мне ничтожно малыми. Что такое минута или две с половиной? Оказалось, что за это время можно сказать очень многое.
Музыкальное оформление критически важно для радиостанции, даже разговорной. Фон должен быть узнаваемым, очевидным, но не должен отвлекать от информации. Когда однажды у нас вылетел в эфире звук, я думал, что это как в советское время умер генеральный секретарь. Был только голос и тишина.
Вы должны быть первыми, стремитесь к этому. После будут другие, но узнать новость должны именно от вас.
Мы любим делать Breaking News. Это суперважная срочная новость, которая только-только появилась, и которую нужно выдавать в эфир. К примеру, землетрясение, ЧП, смерть известного человека, приговор. Последний такой пример - это выход партии «Самопомощь» из парламентского большинства. В этом случае мы прерываем эфир. Редактор ленты новостей сообщает выпускающему редактору о новости и распечатывает ее, а лучше записывает строчку от руки. Ведь принтер может забрать до 40 секунд, а нам критически важно сказать о новости первыми.
Ставить ссылки на источники, которые вы используете - это не только правила хорошего тона, это еще и защита от судебных исков. Мы стараемся не ставить новость, в которой другое издание ссылается на своего анонимного источника. Мы не должны рисковать и доверять такой информации, мы не знаем этого источника.