21.12.2024, суббота |
30.11.2015 г. - Константин фон Эггерт: Радио – своего рода театрКонстантин фон Эггерт: Радио – своего рода театр
До того, как возник интернет, готовиться к интервью было непросто, однако теперь у журналиста появилось гораздо больше возможностей
Интервью – наиболее важный жанр в работе радиожурналиста. Как к нему готовиться, о чем говорить с гостем и что делать, если вы ему не нравитесь, рассказал ведущий «Коммерсантъ FM» Константин фон Эггерт на лекции «Секреты интервью», которая прошла 28 ноября в рамках фестиваля «Вместе медиа. Северо-Запад» в гостинице «Октябрьская». До того, как возник интернет, готовиться к интервью было непросто, однако теперь у журналиста появилось гораздо больше возможностей, считает фон Эггерт. Как правило, публичный человек дает не первое интервью, и вы можете их изучить. «За вас уже сделали какую-то работу, – добавил журналист, – можете строить на этом фундаменте что-то еще». Часто журналисты пренебрегают подготовкой, что, по словам фон Эггерта, в корне неправильно. «Сегодня есть возможность узнать о госте все, что угодно, – отметил журналист, – не воспользоваться этой информацией – просто грех». В ходе лекции фон Эггерт рассказал, с чего следует начать подготовку к интервью. Необходимо, по его словам, собрать на гостя небольшое досье, понять, какие вопросы ему нравятся, какие не нравятся и как он них реагирует. Кроме того для будущего эфира важно, с какой скоростью говорит человек. Есть люди, склонные говорить очень медленно. Есть люди, которые, наоборот, отвечают односложно, отметил журналист, подчеркнув, что это необходимо выяснить заранее. «Ваша задача – сделать интервью интересным для публики, – подчеркнул журналист, – но в первую очередь оно должно быть интересно вам». Есть много вариантов начать интервью, продолжил фон Эггерт. Существует классическая схема, когда сначала идут наиболее приятные вопросы, а затем журналист постепенно закручивает гостя в тиски. Есть противоположный подход – шок и натиск, добавил фон Эггерт, когда беседу начинают с вопроса из серии «когда вы прекратили пить коньяк по утрам?». Самое главное, по словам журналиста – не бояться. «Вы в студии, – отметил он, – это ваша территория». Но также необходимо, чтобы гостю самому было интересно с вами беседовать, подчеркнул фон Эггерт, посоветовав перефразировать вопросы, чтобы они не звучали банально. Если пресс-служба просит заранее согласовать вопросы, по возможности, надо этому сопротивляться, продолжил журналист. Можно предложить оговорить основные темы разговора. Как правило, по словам фон Эггерта, гости идут навстречу. Иногда журналист сталкивается с тем, что публичные люди, прошедшие различные тренинги и обладающие большим опытом общения с прессой, пытаются уйти от серьезных тем. Журналист рекомендует заранее писать план интервью, представив свою реакцию на возможные ответы гостя, и подготовиться к неожиданным поворотам беседы. «Подготовка такого типа дает возможность лучше распоряжаться временем в студии, быть увереннее в себе. Вы будете чувствовать себя хозяином, - считает он. - Это ваша студия и человек пришел на вашу территорию». По словам фон Эггерта, психологически подготовка – это 50-60% хорошего интервью. В ходе лекции фон Эггерт рассказал, в каких случаях стоит постараться «нажать» на собеседника. «Интервью не должно быть войной, – отметил журналист, – однако иногда вы должны ставить себе задачу заставить гостя говорить правду, а не заготовленные фразы. По идее журналистская задача – именно в этом». Радио – своего рода театр, подчеркнул фон Эггерт, и иногда нужна драма. Однако стилистика интервью должна быть, по его словам, выдержанной, необходимо сохранять вежливость, корректность и не терять самообладания. Но самое сложное в интервью, по словам журналиста, если гость говорит бесконечно. «Когда вы сталкиваетесь с «говоруном», ваша задача – все-таки найти возможность его прервать, – отметил журналист, – для этого нужна, конечно, смелость. Даже если человек будет продолжать говорить то, что считает нужным, вас услышат зрители». Крайне необходима журналисту еще одна вещь – умение слушать, добавил фон Эггерт. «Журналист, который задает заранее подготовленные вопросы по списку, а в это время интервью уходит в сторону – это эквивалент читающего пресс-релиз пожарного, – подчеркнул он. – Интересным интервью будет только тогда, когда это живая беседа, а журналист прислушивается к гостю и его настроению». По словам фон Эггерта, во время интервью складывается некая атмосфера. Она бывает тяжелой, отметил он, и если это так, то лучше уйти от скандала. По разным причинам гость может не захотеть общаться именно с вами. В таком случае лучше найти тактичную возможность закончить интервью и не превращать его в пытку, посоветовал журналист. Константин фон Эггерт – российский журналист, публицист, обозреватель и ведущий программ на радиостанции «Коммерсантъ FM». Ранее был главным редактором московского бюро русской службы «Би-би-си». Фестиваль «Вместе медиа. Северо-Запад» проходил в Петербурге с 27 по 29 ноября в бизнес-центре гостиницы «Октябрьская» С мастер-классами и практикумами перед гостями мероприятия выступают главный редактор журнала «Кот Шредингера» Григорий Тарасевич, ведущий радиостанции «Коммерсантъ FM» Константин фон Эггерт, редакционный директор медиапроектов Mail.ru Group Сергей Паранько, обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Губин, ведущая DFM-Санкт-Петербург Елена Маевская-Чирицкая и другие эксперты. •• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов. ••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ. Полная версия новости на основном сайте OnAir.ru Опубликовано: 30.11.2015 г. - OnAir.ru - 1279 На главную |