10.03.2004 г. - Первая скрипка в Министерстве правды
Первая скрипка в Министерстве правды
"Газета" о слиянии главного идеологического и главного культурного ведомств страны
"Газета", Семен Кваша, 9 марта 2004 г.:
Два одиозных министра превратились в одного альтиста – произошло слияние главного идеологического и главного культурного ведомств страны.
Как-то так теперь принято, что на главные посты назначают людей отсутствующих. Человек с правильными для такой должности именем-отчеством, альтист Александр Сергеевич Соколов, внук писателя Соколова-Микитова, голубоглазый пятидесятипятилетний красавец и, по слухам, сердцеед, умница и эрудит, ректор лучшей в мире Московской консерватории, назначен министром вновь образованного Министерства культуры и информации, объединившего Минкульт и Минпечати. Самого же Александра Сергеевича в России сейчас нет – он в Японии, судит конкурс им. Чайковского.
Министерство Туда и Министерство Обратно
Комментарий Евгения Бунимовича, депутата Московской городской думы, курирующего вопросы культуры, искусства и образования...
Милейший Михаил Ефимович Швыдкой, предыдущий министр культуры, запомнился нам попыткой вернуть культуре эффективность, выборочным повышением жалованья сотрудникам лучших оркестров и театров с одновременным сокращением «лишних» театров, вузов и музеев. Так же благодарны мы ему за гениальные витражи Мариенскирхе, едва ли не впервые выставленные для публике в Эрмитаже и тут же возвращенные Германии в обмен на реставрацию новгородской церкви на Волотовом поле. Неблагозвучное и несправедливое прозвище «реститутка» он получил после и неудачной, и необъясненной попытки вернуть Германии балдинскую коллекцию. Тогда твердая позиция государственников – ни клочка честно экспроприированного капитаном Балдиным не отдадим супостату – позволила навсегда оставить коллекцию в родных запасниках.
Министру бы в этой ситуации в отставку подать – западных партнеров подвел, они уже зал для выставки подготовили, хранилища освободили, считали передачу коллекции делом решенным, в Москве скандал тоже был серьезный и неприятный – но ничего, почти год после этого продержался и был уволен только в качестве предвыборного хода.
Михаил Юрьевич Лесин запомнится нам гораздо менее симпатичными поступками, хотя его долгожительство в роли министра печати еще более удивительно. И дело даже не в крупном рекламном концерне «Видео-Интернешнл», в просторечии именуемом «Видак» – то ли государственном, то ли частном, и возглавляемом то ли министром, то ли нет.
Вот, например, Гусинский. В 2000 году его выпустили из тюрьмы согласно шестому приложению к договору между НТВ и «Газпромом», придуманному и завизированному Лесиным. Начальству НТВ и «Медиа-Моста» гарантировалась личная безопасность в обмен на акции. То есть, конечно, человек, который выпускает другого человека из неволи за деньги, симпатичнее того, который из неволи не выпускает, но к духу и букве закона это соглашение имеет отдаленное отношение.
Или многочисленные анекдоты про Лесина и информационные радиостанции. Один из них гласит, что Лесин сказал однажды Венедиктову: «Не нужны России информационные радиостанции, новых лицензий мы давать не будем и со старыми постараемся разобраться». «А как же новое «Радио-онлайн»?» – спросил якобы Венедиктов. «Это была наша ошибка», – сказал Михаил Юрьевич сквозь зубы.
Вообще Лесин, будучи министром печати и информации, печать и информацию, судя по всему, не любил и мечтал сократить в два раза электронные СМИ, и в три раза – газеты, о чем рассказал в 2002 году на всероссийской конференции главных редакторов.
Новый министр замечателен прежде всего представительной внешностью и благородными сединами. Со скандалами у него все плохо, то есть хорошо. Единственный человек, который знает про него плохое, это Овчинников, бывший ректор Консерватории, уволенный за хозяйственные махинации. Сам Овчинников с этой формулировкой боролся до последнего, обратился в суд, выиграл его, однако так никогда и не вернулся в свой кабинет. В интервью газете «Газета» на прямой вопрос, является ли Соколов ставленником министра культуры, Овчинников прямодушно ответил: «Прямой ставленник. Он – бывший партийный работник, был секретарем парткома Консерватории долгое время. Это номенклатурная, партийная личность, стремившаяся к власти, которую он и получил из рук Швыдкого». Это, впрочем, в наше время скорее положительная рекомендация.
Впрочем, в назначение эрудита Александра Сергеевича попала небольшая ложка дегтя. Премьер-министр Михаил Фрадков с удивительной прямотой заявил, что у министра культуры и информации будeт два заместителя – один по культуре, другой по информации.
Зачем отдельно оговаривать существование заместителей на уровне премьера? непонятно, если только это не будут какие надо заместители. Так что, скорее всего, реальных дел министру Соколову много не останется.
Ходили, кстати, упорные слухи, что министром культуры станет Солженицын или еще какой-нибудь великий писатель, то ли Аксенов, то ли Войнович, эффектный представитель всего самого дорогого, а всесильный заместитель будет заправлять всеми делами.
Действительность, как всегда, превзошла ожидания. Влияние главы нового ведомства может простираться воистину в бесконечность – под понятия «культура» и «информация» попадают почти все проявления общественной жизни. Пока, конечно, трудно сказать – будeт ли министр и два его заместителя показывать больше джаза, балета и кинопутешествий по государственным каналам, поощрять талантливых писателей и режиссеров или превратятся в Министерство правды и начнут дружить с Министерством юстиции, сажать за порнографию и громить неправильные выставки. Наверняка первое – интеллигентные же люди…