25.04.2024, четверг


14.02.2014 г. - Новосибирское радио: почему диджеи перестали быть кумирами


Новосибирское радио: почему диджеи перестали быть кумирами
Новосибирское радио: почему диджеи перестали быть кумирами


Известные в Новосибирске "радийщики" накануне Всемирного дня радио, который отмечается 13 февраля, рассказали, чем "свободное" постсоветское радио было лучше сегодняшнего, как оно менялось в регионе последние десятилетия, а также порассуждали о том, каким оно будет востребовано в будущем.

История радиосвязи в Сибири началась весной 1918 года, когда в Новониколаевск (сейчас Новосибирск) с Балтики направили моряков-радиотелеграфистов, чтобы организовать бесперебойную двустороннюю радиосвязь со столицей и городами Сибири.

В 1921 году в Закаменском районе (ныне Октябрьском) установили приемное оборудование и 35-киловаттный дуговой передатчик, чтобы ловить передачи из Москвы.

История "народного" вещания началась на восемь лет позже, когда в 1926 году на улице Казанской (сейчас Добролюбова) разместили радиопередатчик, а студию широковещательной станции оборудовали в Доме Ленина.

К началу 1990-х годов студия радиовещания ГТРК "Новосибирск" была одним из самых крупных СМИ области, здесь работало более 60 человек. Объем эфирного времени составлял более 12 часов в сутки. Выпускалось 26 передач, из них — пять авторских.

Наиболее популярными программами слушатели называли "Микрофорум", "Встречи на Вертковской" (диалог в студии), "Транссиб-Студия" (официальная информация).

Знакомая и всем современным новосибирцам информационно-аналитическая программа "Микрофорум" впервые вышла в эфир 23 марта 1987 года. Создателем и главным редактором "Микрофорума" стал Амир Нагуманов.

"Ничего особенного мы не делали, — вспоминает Нагуманов. — Просто у нас ведущие стали по-другому говорить. Говорить человеческими голосами. "Микрофорум" был первой программой, когда официозное вещание сменил обычный человеческий язык, корреспондент говорил не как с трибуны Мавзолея, а общался, обсуждал какие-то насущные темы. Это и привлекало внимание. Постепенно так все начали работать".

Новосибирские радио-журналисты были новаторами, успели, например, раньше Познера с Донахью провести первый российско-американский телемост, который был посвящен проблемам малых народностей Севера.

"Сейчас прямые трансляции радио не делает, а мы на 100-летие Новосибирска провели прямую трансляцию длиной 18 часов из 100 точек города. Для того времени это была новация", — вспоминает Нагуманов.

Постепенно, на фоне появления развлекательных станций, интерес аудитории к информационному вещанию стал угасать.

"Радиожурналистика (как и журналистика в других СМИ) пришла в упадок, — считает редактор "Радио Маяк в Новосибирске" Константин Кантеров. — Ее сменило развлекательное радио. У нас есть в этой сфере профессионалы — такие, что хоть сейчас упаковывай и в Москву увози. И они на федеральном уровне будут выглядеть хорошо, но они не журналисты, а, скорее, шоумены".

Но при этом информационное вещание не сократилось, а расширилось, говорит Нагуманов.

"В России был только "Маяк" и радио "России", а позже появились станции, которые выдерживают информационный формат. Это, например, "Бизнес-FM", "Вести-FM". Объемы информационного вещания выросли в сравнении с тем, что было 20 лет назад", — говорит он.

По его словам, аудитория сегментировалась, она распределилась между различными станциями.

"Молодняк" информационное вещание не слушает, — уверен собеседник. — Правда, если раньше этим словом называли людей до 15 лет, то теперь уже до 25, — инфантильность у нас нарастает".

Что касается аудитории, она в целом у развлекательного радио постарела, сейчас больше радиостанций существует для людей среднего возраста, а не молодежи, которая отчасти ушла в интернет, считает президент группы компаний "Юнитон-медиа" Борис Комаров.

"В советское время молодежь слушала радио "Маяк" только потому, что один раз за час музыкальной программы могла прозвучать ожидаемая, любимая песня. Когда я 18 лет назад создавал "Юнитон", радио было культовым явлением, а диджеи — просто кумирами. Аудитория слушателей была очень большой. Тогда радио стало каналом для знакомства людей с музыкальными новинкам", — вспоминает Комаров.

Известный новосибирский диджей и шоумен Александр Чусовитин в свою очередь говорит, что работа ведущего музыкальной программы была не слишком привлекательной.

"Я был диджеем в клубе "Отдых", затем мой товарищ Иван Рудэк стал работать на радио. Я его послушал в эфире и заинтересовался, но я вовсе не хотел быть ведущим и поступил в отдел рекламы. Когда редактор узнал, что я веду дискотеки, то предложил попробовать поработать в эфире. Я попробовал, но мне не понравилось", — рассказывает собеседник.

В то время у ведущих смена была шесть часов, музыка и реклама записаны на кассетах, их надо было не только ставить, но и перематывать. "В общем — хлопотно. Но в отделе рекламы мне сказали, что расторгают со мной договор, раз я "засветил" свой голос в программе, а правила не позволяют работать в двух местах", — вспоминает диджей.

За прошедшее время изменилось почти все — количество радиостанций выросло многократно, расширились диапазоны вещания, добавились интернет-каналы. А если о содержании, то ведущие уже не являются кумирами публики и не являются их поводырями в мире музыки.

"Радио приобрело более фоновое звучание, — считает Комаров. — Оно вынуждено подстраиваться под структуру потребления. При этом часто у слушателей нет определенного любимого радио, они переключаются с канала на канал в происках приятной им музыки".

Чусовитин тоже видит перемены в и в аудитории, и в музыкальном радиовещании.

"В Советском Союзе были не такие красивые упаковки, как сейчас, но продукты были вкусные. Примерно то же произошло с радиостанциями. Может быть, не все было так красиво, так обустроено, но качество эфира, на мой взгляд, было выше — потому что был энтузиазм, было желание нереальное даже при отсутствии возможностей. Мы этим жили, мы этим горели. Пытались вдохновлять слушателей, и это получалось", — говорит он.

Собеседник предлагает вспомнить, с чего начинало радио НТН (старое название "Юнитон"). "У каждого ведущего был имидж, под этот образ и музыка подбиралась. Люди слушали ведущего и понимали, что от него ждать, какую музыку он выбирает. Сейчас все стало форматным", — говорит Чусовитин.

По данным Комарова, сейчас порядка 80% людей еженедельно слушают какое-либо радио. Даже если человек сам не включает радиоприемник, оно звучит в такси, в маршрутке, в магазине и так далее. Поэтому аудитория большая, и завтра она не исчезнет.

"На последнем "Серебряном лучнике" прозвучали слова, которые год назад я интуитивно понимал: из традиционных СМИ тенденция к росту есть только у радио. В этой связи радио мне кажется очень интересным и перспективным местом работы. От газет все постепенно отвыкают, от телевидения уже многих тошнит. А тех, кто за рулем слушает радио, становится только больше", — говорит Кантеров.

Однако добавляет, что радиоэфир воспринимается как вотчина шоу-бизнеса, и хотя в Новосибирске есть высококлассные журналисты, ожидать какого-то всплеска информационной журналистики на радио не стоит.

"Развитие радио будет связано с проникновением в интернет, с сочетанием интернет-технологий, интернет-вещанием, с социальными сетями, с приложениями для различных мобильных устройств", — считает Комаров.

"Что через пять лет будет — даже предположить сложно <…> Информационные медиа, имеющие сетку вещания, структурированные в течение дня, они постепенно проигрывают по оперативности интернет-ресурсам, например. Люди, которым важна оперативность информации, предпочтут другие СМИ. Но есть вещи, которые телевидение и радио сделают лучше — это передача субъективного мнения, оценки", — говорит Нагуманов.

Он уверен, что когда люди слушают, они чувствуют интонационную ложь. Будущее для радио в том, чтобы не опережать с информацией, а применительно к новостям давать оценки и мнения людей — их непосредственность и искренность будут востребованы аудиторией.

"Но это только одно из возможных изменений информационного вещания", — уточняет эксперт.

ria.ru

• Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.
•• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов.
••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ.


Полная версия новости на основном сайте OnAir.ru

Опубликовано: 14.02.2014 г. - OnAir.ru - 1787


  На главную

 Новости дня:
• О результатах апрельских конкурсов ФКК
• Ведущие «Авторадио» исполнили на концерте в Кремле культовую песню о самой масштабной стройке XX века
• Генеральный директор «Русской Медиагруппы» Любовь Маляревская: «Даже сегодня бренды не отказываются от рекламы»
• «Детское радио Екатеринбург» выберет самый лучший детский сад
• Победа «Радио Шансон» в конкурсе на право вещания
Полная версия сайта

2000-2023 гг. © OnAir.ru - Наши контакты