07.11.2012 г. - Режиссер «Разгуляя» Олег Счастливцев: "Мы вам покажем Разгуляй!..."
Режиссер «Разгуляя» Олег Счастливцев: "Мы вам покажем Разгуляй!..."
Режиссер «Разгуляя» Олег Счастливцев: "Мы вам покажем Разгуляй!..."
За пару недель до «Разгуляя», к которому Олег как режиссер и креативный директор «Радио Шансон» приложил руку, я встретилась с ним в офисе радиостанции. Он как раз вернулся откуда-то из-за границы, где перенимал опыт мировых постановок.
Как это бывает у творческих людей, разговор о «Разгуляе» вытек за рамки одной темы. За час беседы мы слетали с Олегом Счастливцевым за границу, заглянули в историю русских народных шоу и даже унеслись в будущее…
- Олег, из каких заграниц ты приехал на сей раз?
- Съездил в Берлин, во Фридрих Штат Палас, на предпоказ нового европейского шоу «Show me». Это самая большая в мире сцена с огромными ресурсами, которым наши залы могут лишь позавидовать.
- Твои впечатления?
- Высокие технологии плюс много русских и украинских артистов на сцене. Жаль, что такие таланты предпочитают работать там, а не у нас в России…
- А вот скажи, возможно ли вживлять в исконно-русские шоу элементы прогрессивных мировых постановок? Ну как, скажем, может компилироваться сценография Мадонны в сценографию нашего «Разгуляя»?
- Финансово – никак. Потому что шоу Мадонны – это совершенно фантастические деньги.
Конечно, и наш "Разгуляй" - это очень дорогое шоу, как в плане креатива, так и в техническом плане. Но создание видеографики для одной песни Мадонны стоит столько же, сколько видеографика для целого концерта на любой российской площадке. То есть вещи эти просто несопоставимы.
А если, например, в Radio City Music Hall делается главная рождественская елка Америки, то шоу берется спонсировать крупнейший банк США. За каждый осветительный прибор там отвечает отдельный человек, поэтому каких-то технических сбоев там практически не бывает. Зарплата артиста начинается от 5 000 долларов, но будьте уверены: когда этот артист выйдет на сцену, он сделает настоящую сказку. И ты будешь сидеть с открытым от восхищения ртом! Подобные шоу готовятся там несколько месяцев, включая репетиции.
А когда шоу стартует, оказывается, что оно доступно для большинства зрителей - билет на феерию стоит 100 долларов, а само шоу идет по три раза в день целый месяц.
Не смог прийти сегодня? О’кей, приходи завтра! Увы, такого прецедента у нас в стране пока что нет.
Поэтому что делаем мы? Мы внимательно изучаем опыт наших зарубежных коллег, включаем свой собственный креатив, что-то додумываем, что-то перерабатываем заново, а что-то изобретаем свое. Слава богу, креативом мы богаты. Потом соединяем все воедино и получается довольно интересно.
Я считаю, что нет ничего плохого в том, чтобы использовать в русских постановках прогрессивный иностранный опыт. На Западе сегодня очень интересные технологии применяются. Мы должны понимать, как все это делается у них. Мы должны делать это не хуже у нас. Одним словом, держать высокую планку наших шоу, что мы и делаем.
- Чем же в таком случае будет интересен нынешний «Разгуляй»? Здесь тоже будут внедрены западные инновации?
- В этом году мы вживим в разгуляйный формат мои любимые видеоинсталляции, каждый номер превратим в отдельное маленькое шоу, где будут стерты грани между сказкой и реальностью.
Неподготовленных зрителей может реально штормить!
Герои «Разгуляя» будут изменяться в размерах, терять на время гравитацию, участвовать в сумасшедших гонках, в полетах на другие планеты, погружаться в подводный мир и даже изобретать эликсир молодости, который достанется и зрителям тоже! Все это будет возможно благодаря современным спецэффектам.
Особую ставку в этом году мы делаем на наших ведущих.
Это будут не приглашенные артисты, а наши, эфирные звезды: Аня Каверина, Светлана Казаринова, Александра Хайруллина, Катя Шевцова. И у каждой будет свой образ, своя главная роль, свой диалог со зрителем. На сцене «Разгуляя» они переживут удивительные трансформации, перевоплотиться в необычные для себя и наших зрителей образы. Поэтому будут у нас и женщины-вамп, и шамаханские царицы, и рассудительные офис-менеджеры, и даже своя английская королева!
Все это должно выглядеть свежо, современно и весело.
- Это что же, на сцене будет женский радиодесант?
- (Смеется) Это будет бабий бунт! Кто-то будет бунтовать, кто-то обольщать, а кто-то разумно разложит все по полочкам. Ведь женщины – они же такие разные. Вот и мы попробуем представить на сцене разные – и очень индивидуальные – образы наших женщин, наших ведущих…
- Они что, будут бунтовать друг против друга, что ли?
- Нет, конечно. Главными их оппонентами выступят, как водится, мужчины. «Руль бесполезен без мотора, мотор глупеет без руля…». К тому же, согласись, против засилья в шансоне мужчин правильнее бунтовать именно с мужчинами! Поэтому часть женских ударов примет на себя главный редактор «Радио Шансон» Роман Шахов…А другую часть – Артем Демин и Григорий Твалтвадзе. С точки зрения общения с нашей аудиторией они дадут фору любому нанятому конферансье, которых мы привлекали раньше.
- На твой взгляд, наличие свадебных генералов в качестве ведущих – слабое звено?
- С точки зрения рейтингов, нет. Если, например, вести концерт выходит Алла Пугачева, то она одна сделает любому концерту рейтинг – артистам даже можно не напрягаться… (Смеемся). Громкие имена ведущих подчас привлекают дополнительную аудиторию – будь то зрители шоу или телезрители.
Только, знаешь…Мне кажется, что аудитория «Радио Шансон» - это не совсем аудитория нашего шоу-бизнеса. Тут у нас особый случай. Здесь в чести – душевное общение людей, которые хорошо понимают друг друга, которых хорошо владеют темой шансона и любят его. Такой диалог способны воссоздать на сцене «Разгуляя» только наши радиоведущие.
Конечно, у них нет пока такого рейтинга, как у Аллы Борисовны. Зато у них есть знание темы, знание аудитории и объединяющее с ней начало – любовь к шансону, любовь к веселой душевной песне. Именно поэтому мы и сделали на них ставку в этом году.
- В новых постановках «Разгуляя», которые пройдут в Москве и Питере, задействован не только ты, но режиссер ГКД Марина Комарова. Для меня всегда было загадкой, как можно книжку «на двоих» писать или сценарий «в несколько рук» создавать…
- Ну как-то ведь писали Пол Маккартни с Джоном Ленноном свои лучшие песни? А Ильф и Петров? А Паулс и Резник? Да та же Мадонна создала свои лучшие песни не одна, а с Патриком Леонардом… Такие же дуэты мы можем наблюдать и в архитектуре, и в режиссуре. Взять хотя бы чудесный творческий тандем, который был у Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского…
Нет-нет, это определенно хорошо! Она – женщина, я – мужчина. Она такая… напористая. Я такой… податливый. Мы отлично с ней работаем: ругаемся, бодаемся, спорим…
Конечно, нам где-то очень не хватает в качестве третьего заглавного режиссера Стивена Спилберга, с его знаменитым парком спецэффектов. С удовольствием пригласили бы! Но у нас, увы, на Спилберга денег нет. Поэтому в этом году опять придется без него обойтись… (Хохочем). Но уверяю: мы и нашей дружной командой сделаем достойное шоу – с интересным сценарием, хорошими артистами, веселыми песнями и яркой современной сценографией и хореографией.
- А можно глупый вопрос? Зачем вообще придумывать сложные сценические постановки для исконно-русского шоу типа «Разгуляя», если публика приходит просто послушать любимых артистов, да ножками потопать в такт их песням?
- Не соглашусь категорически! Что значит исконно-русское шоу? Ты полагаешь, что на Руси все было без затей? Да ничего подобного! А ледовые городки, которые делались на Руси? А шутовские шоу? А въезд в Москву кортежа великой императрицы, который продумывался до мельчайших деталей? А ведь это было в ХVIII веке!
Кстати, первым сценаристом и режиссером массового действа в России можно считать Федора Волкова, выдающегося актера. Еще в начале 1763 он выступил в качестве режиссера-постановщика маскарада «Торжествующая Минерва», организованного по случаю коронации Екатерины Второй. Богатое оформление и реквизит, народные хоры и персонажи русских народных сказок, маски и колесницы - и все это было великолепно украшено и наряжено.
А советские постановки, где люди складывали пролетарские фигуры своими телами? А как работал Всеволод Мейерхольд, который фактически реформировал театр XX века? Это только кажется, что все было просто. На самом деле ведущие режиссеры нашей страны всегда работали над массовыми шоу для народа!
Так было всегда. Так всегда и останется, я надеюсь.
Наш «Разгуляй» - это продолжение русских традиций веселых и массовых народных праздников.
- В этом и кроется секрет долголетия «Разгуляя», который каждый год делает аншлаги?
- Я тебе отвечу словами Пола Маккартни, который сказал примерно так: «Если моя песня помогла хотя бы одному человеку, значит, она написана не зря». Перефразируя цитату, скажу: если наш «Разгуляй!» поможет людям на несколько часов забыть о житейских проблемах, если его песни объединят и подружат, значит, все это мы делаем не зря…
Татьяна Феоктистова