22.12.2024, воскресенье |
19.01.2012 г. - Борис Барабанов: Шансон в руку ...Борис Барабанов: Шансон в руку ...
Борис Барабанов: Шансон в руку ...
Известный музыкальный обозреватель Борис Барабанов опубликовал в свежем номере журнала «Коммерсантъ-Деньги» большую аналитическую статью под названием «Шансон в руку», где признал за шансоном пальму первенства на российском музыкальном Олимпе. «В 2011 году у нас не появилось нового концертирующего исполнителя, способного претендовать на стадионы, но пришло осознание, что теперь супергастролеры — это звезды шансона, - честно признает в своей статье г-н Барабанов, не будучи прежде замечен в каких-либо особых к шансону симпатиях или уж тем более пристрастиях. Теперь же, когда, по выражению автора, «шансон попер», авторитетный музыкальный обозреватель взялся на исследование феномена популярности этого жанра, обратясь с этой целью за комментарием к главному редактору «Радио Шансон» Артуру Вафину. Исследование музыкального тренда, причины популярности одних артистов шансона и отсутствие популярности других тем более интересно узнать, поскольку статья подкрепляется крайне интересными наблюдениями самого Бориса Барабанова, касаемые нынешних зрительских пристрастий и концертной индустрии в целом. " В 2011 году у нас не появилось нового концертирующего исполнителя, способного претендовать на стадионы, но пришло осознание, что теперь супергастролеры — звезды шансона. Западных музыкантов тем временем удается к нам заманить только все возрастающими гонорарами на фоне ограничения наружной рекламы мероприятий и острой нехватки площадок для них. Концертная индустрия явно становится еще более рискованной и, как многое другое, стоит на пороге перемен. Родной корпоратив В октябре 2011 года Андрей Матвеев, глава крупнейшей отечественной концертной компании C.A.T., занимающейся организацией мероприятий в диапазоне от проекта "Гражданин поэт" до фестиваля "Нашествие", разместил в своем блоге в Livejournal короткий, но веский пост, в котором сообщалось: "Лето и осень 2011 года дало новый не очень приятный тренд — общее падение спроса на концертные билеты. Очень редкие случаи массовых мероприятий пока не подвержены этой рецессии. При этом в Европе, как я понимаю, все в порядке. Мнений на этот счет много, но до конца непонятна причина разрушения. Совершенно очевидно, что отечественному зрителю уже надоела форма концертов — сцена, декорации, артист, песни и пляски, и он ждет и требует чего-то нового. Плюс кризис финансовый, плюс кризис творческий, плюс кризис рекламный — все вместе говорит о том, что в ближайший год-два количество концертов в Москве (а видимо, и на всей территории РФ) сократится значительно". Свидетельством больших перемен стала и смена зрительских фаворитов. Окончательное превращение героев русского шансона Григория Лепса, Стаса Михайлова и Елены Ваенги в супергастролеров произошло не сейчас, просто в ушедшем году это наконец-то заметили СМИ, а телевидение отдало им самые сладкие куски эфира. Если "шансон попер", то следовало бы искать новые потенциальные кассовые феномены на волнах радиостанции, которая их планомерно раскручивала. Однако программный директор радио "Шансон" Артур Вафин не берет на себя смелость предсказать появление еще одной птицы такого же полета. "Пять-шесть лет назад предсказать взрыв шансона было невозможно,— рассказал господин Вафин "Деньгам".— Со Стасом Михайловым я познакомился в 2003 году, это был способный исполнитель со своей нотой. Но не больше. С Ваенгой было то же самое. Только с Лепсом все было ясно с самого начала — ему просто не хватало раскрутки. А вот Андрей Бандера не спровоцировал такого взрыва, как Стас Михайлов, хотя и начинал примерно в одно время с ним. Певица Рада Рай в 2008 году была на первом месте по продажам в списке русского "Биллборда", но успех первой пластинки не закрепился. Так что я не взялся бы делать ставки на кого-то". Среди типичных для сегодняшнего эфира станции молодых артистов Артур Вафин называет человека по имени Михаил Бублик, в котором и вправду на совершенно интуитивном уровне ощущается нечто способное "пробить" публику, принявшую Стаса Михайлова. Но при этом господин Вафин всерьез говорит о расширении формата своей станции, свидетельством чего должно стать возвращение в эфир Земфиры, которая многими слушателями уже воспринимается почти как ретро, а также появление коротко стриженной автора-исполнительницы Надежды Новосадович, разудалой группы "Волга-Волга" и даже рэпера Басты — людей, которых пока трудно представить в одной обойме с Михаилом Кругом и группой "Лесоповал". Вплотную работающее со стадионным роком "Наше радио" по-прежнему опирается на старую гвардию. За последний год станция обратила внимание на множество доселе незнакомых широкой публике имен. Но, по ощущениям Андрея Матвеева, если многие из тех, кто собирал на концерте по 50 человек, и стали собирать по 500, то хотя бы по 5 тыс. не стал собирать никто. По словам того же господина Матвеева, в 2007 году можно было назвать до 20 артистов, которые могли собрать 10 тыс. человек. Тогда отечественные исполнители были максимально рентабельны, промоутеры на них нередко "отбивали" убытки, полученные после работы с иностранцами. Теперь за тех немногих из них, кто может рассчитывать на 5 тыс., борются те же, кто боролся за 20 тыс. "Качество услуг падает везде, в том числе и в музыкальной индустрии,— говорит продюсер Матвеев.— Люди разучились работать, они развращены корпоративами. В декабре зарабатывают деньги на год вперед. Многие не скрывают, что общедоступный концерт в сентябре—октябре — лишь повод развесить в городе афиши и напомнить о себе организаторам декабрьских "заказников"". Земфира или Григорий Лепс, чьи концертные заработки в ушедшем году резко возросли и встали вровень с гонорарами западных гастролеров вполне серьезного уровня,— артисты с огромной армией платежеспособных поклонников. Когда было объявлено о дополнительном декабрьском концерте Земфиры в зале Arena Moscow, билеты были проданы за 11 минут, причем силами только лишь сайта певицы, без какой-либо рекламы, строго только четыре билета в одни руки. И это при цене билета в танцпол от $100. Западный разврат Западные гастролеры — тоже предмет конкуренции на грани истерики. В 2012 году истерика, возможно, станет постепенно стихать, но в норму ситуация не придет. Поход на концерт хорошего гастролера будет по-прежнему обходиться москвичу дороже, чем жителю любого другого города мира. По разным оценкам, количество предложений, поступивших в 2011 году из России группе Muse, составляло то ли 18, то ли 28. При этом количество респектабельных гастрольных компаний, стабильно занимающихся привозом больших западных звезд в Россию,— пять, ну, может быть, восемь. Концерт Muse в "Олимпийском" стал предметом тендера с участием "диких" — с точки зрения старожилов рынка — персонажей, и в результате тендера группе был предложен гонорар, в четыре-пять раз превышающий ее стадионные заработки в родной Британии. А выигравшая тендер компания заработала гораздо меньше, чем могла бы. Гонорар, который получит группа Red Hot Chili Peppers за грядущее летнее выступление на Большой спортивной арене "Лужников", превышает средний заработок за концерт в пять-шесть раз. Если в середине прошлого десятилетия на $1 млн за концерт в Москве могли рассчитывать U2, Metallica, The Rolling Stones, Пол Маккартни и Мадонна, то сейчас $1 млн — цена, с которой начинают торг по многим большим проектам. Ситуация с частными выступлениями только теперь дошла до полного абсурда, хотя так казалось и раньше. В 2007 году обозреватель "Денег" в тексте о концертном рынке приводил пример гонорара Джорджа Майкла в $3 млн за выступление на вечеринке у Владимира Потанина. На днях СМИ сообщили о $7 млн, которые заплатил за частное выступление Red Hot Chili Peppers Роман Абрамович. Такой рост денежных предложений из России вряд ли располагает к снижению финансовых аппетитов звезд. "Наверное, пик этого сумасшествия — это воображаемый концерт Леди Гаги на Большой спортивной арене "Лужников" с билетами от 6 тыс. руб.,— фантазирует Юрий Коник, создатель клубов "Бункер", "Б2" и "Б1" и управляющий партнер в новом концертном зале Stadium.Live.— Но таких артистов единицы, и народ "схавает" это только один раз. Экономика обусловлена размерами площадки, а у нас самая эксплуатируемая гранд-артистами площадка — это "Олимпийский", вмещающий до 27 тыс. человек. И количество этих самых гранд-артистов в природе довольно ограниченно". Неудобные площадки При этом в Москве нет ни одной концертной площадки, которая в полной мере отвечала бы стоимости билетов, "заряжаемой" организаторами. Чтобы послушать Пола Маккартни в декабре, обладателям билетов, скажем, по 5 тыс. руб. нужно было ухитриться найти парковку, выстоять очередь в лужах на холоде, потом очередь в гардероб, а учитывая задержку концерта "по техническим причинам" — и очередь в туалет, затем сесть на голубенькое пластиковое сиденье и увидеть, как любимому артисту на сцену льется вода с прохудившейся крыши. Государственный Кремлевский дворец — это практически отсутствие парковки и невероятные очереди, чтобы войти внутрь "режимного объекта". Arena Moscow — это такие очереди, что в случае аншлага нужно приезжать часа за три до начала концерта. ГЦКЗ "Россия" в "Лужниках" — это неудобное расположение, к которому публика так и не привыкла. Театр эстрады, где нередко играют концерты,— это катастрофически маленькая парковка. Удобный и современный Crocus City Hall — это МКАД, то есть человек, который впервые едет туда на автомобиле, с учетом московских пробок опоздает на концерт обязательно, даже в выходной. Никакого существенного улучшения ситуации в 2012 году не ожидается. С учетом роста цен на билеты все реальнее выглядит ситуация, когда съездить на концерт любимого артиста в какую-нибудь столицу в ближнем или дальнем зарубежье выходит дешевле, чем пойти на него в Москве, а главное — там меньше нервотрепки. Новый концертный зал Stadium. Live на 8,5 тыс. человек, который открывается на Соколе в феврале, должен отчасти исправить ситуацию. Там достаточное количество рамок-металлоискателей, чтобы не создавать очередей, достаточная вместимость, чтобы держать сравнительно демократичные цены, рядом метро, а прямо у входа строится огромная парковка. Однако дорожная развязка на Соколе, строительству которой не видно конца, до сих пор наводит ужас. И кроме того, Stadium. Live, судя по всему, единственный большой концертный зал, который откроется в текущем году, и этого, конечно, совсем мало для Москвы. Раскрутка без растяжек Еще один фактор, оттягивающий публику у организаторов концертов,— резкое сокращение количества наружной рекламы в городе. Фактически концертно-зрелищные мероприятия выпадают из поля зрения потенциального посетителя. Рассказывает глава концертной компании RSP Максим Волков: "Щиты размером 3х6 м начали снимать в августе, в новый концертный сезон мы вошли без 50% наружки. Себестоимость рекламы в результате исчезновения щитов резко увеличилась. Если раньше мы могли взять 20 щитов по 18 тыс. руб. и исходили из того, что, если потратить на наружку 360 тыс. руб., ее будет видно, то теперь, с исчезновением 80%, а в пределах Третьего транспортного кольца и 99% этих поверхностей, эта реклама стала неэффективна. Доступные поверхности остались там, где их практически никто не видит. Раньше через эти билборды мы постоянно напоминали обычному человеку, не меломану, о том, что есть такое-то мероприятие. Раньше он каждый день ехал на работу по Садовому кольцу и видел, что выступает, условно говоря, Владимир Кузьмин или группа "Сплин", и принимал решение относительно своего досуга, пусть он даже и видел этих артистов много раз. Теперь стимул выбрать в качестве досуга концерт в принципе стал меньше. Есть, конечно, и другие носители рекламы, но они принципиально дороже, и народ к ним пока не привык. Даже так называемые шестилистки — это бюджет минимум в миллион, если хочешь, чтобы рекламу было видно. Цепь разорвалась. Конечно, со временем люди привыкнут принимать решения как-то по-другому, может быть, руководствуясь рекомендациями интернета, но пока интернет гораздо дороже для рекламы концертов, чем наружка, и массовые мероприятия проигрывают конкуренцию кинотеатрам или ресторанам". Ждем перемен Новых имен не появляется, цены на билеты и гонорары артистов растут, удобных площадок практически нет, зрителя оттягивают другие виды развлечений. Однако если заглянуть на сайт любого крупного билетного оператора, видно, что мероприятий по-прежнему планируется великое множество. Все участники рынка сходятся на том, что деньги на развлечения у людей в 2012 году не иссякнут и никакие прогнозы относительно очередного кризиса не отменят желание наших сограждан культурно отдыхать. Однако запросы у сограждан становятся все серьезнее, они видели уже практически всех, и удивлять их все труднее. Но бизнесмены, несмотря ни на что, все еще могут зарабатывать пусть не астрономические, как раньше, но все же очень большие деньги. Организаторам остается только решить, чем им легче манить и удивлять — уникальным контентом или качеством услуг или и тем и другим, что, конечно, было бы логичнее всего". Борис Барабанов, www.kommersant.ru •• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов. ••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ. Полная версия новости на основном сайте OnAir.ru Опубликовано: 19.01.2012 г. - OnAir.ru - 2256 На главную |