23.12.2024, понедельник |
04.06.2003 г. - МАП начал войну против незаконной рекламы алкоголяМАП начал войну против незаконной рекламы алкоголя
МАП начал войну против незаконной рекламы алкоголя
Незаконная реклама алкоголя в СМИ приносит изданиям огромные доходы, поэтому налагаемые МАПом штрафы издания не пугают. Специалисты полагают, что единственный способ прекратить шквал незаконной рекламы алкоголя - лишить одного из злостных нарушителей свидетельства о регистрации. В конце прошлой недели Министерство по антимонопольной политике направило в Министерство печати письмо с просьбой об аннулировании свидетельств о регистрации СМИ на журналы Maxim и Premiere, выпускаемые ООО "Издательский дом "АФС"". Антимонопольное ведомство настаивает на столь жесткой "мере пресечения" в связи со систематической публикацией в вышеупомянутых изданиях рекламы алкогольных напитков. Специалисты МАПа считают, что остановить недобросовестных рекламораспространителей пустяковыми штрафами уже нельзя, пришла пора более решительных шагов. Правда, согласно действующему закону, закрыть журналы Maxim и Premiere будет непросто. Сегодня издание, поместившее на своих страницах рекламу крепких напитков, в самом худшем для себя случае может быть всего-навсего оштрафовано максимум на 500 МРОТ (что в несколько раз ниже доходов от этой рекламы). И только в случае систематических нарушений Минпечати по просьбе МАПа может начать судебный процесс отзыва лицензии. Специалисты полагают, что единственный способ прекратить рекламу алкоголя в СМИ - это создать прецедент и лишить одного из злостных нарушителей лицензии. В России реклама алкоголя регулируется двумя федеральными законами, принятыми еще в 1995 г. Первый их них - "Закон о рекламе" - разрешает рекламировать крепкий алкоголь во всех СМИ, кроме телевидения, изданий для детей и радио. Второй закон - "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" позволяет рекламировать спиртное только в местах производства, хранения и реализации, то есть на заводах, складах, в магазинах, а также на автотранспорте, который эти напитки перевозит. "Как показывает практика, эти весьма существенные ограничения не представляют особой проблемы для производителей известных марок, - сказал RBC daily представитель Ассоциации рекламодателей России. - Однако для производителей, продвигающих на рынок "свежий" бренд, они становятся просто смертельными, поэтому совсем не удивительно, что они всеми возможными способами стремятся "засветить" новый бренд. При этом нарушение закона оказывается наиболее эффективным средством". Увеличение случаев нарушения закона о рекламе связано с тем, что финансовый эффект от преступления оказывается в несколько раз больше, чем штрафы за него. "Производители сознательно идут на нарушение закона, - сказала RBC daily представитель МАПа Лариса Булгакова. - Ведь это довольно прибыльное дело. Нарушители регулярно платят штрафы и даже закладывают эти суммы в себестоимость своих услуг, фактически перекладывая эти потери на плечи рекламодателя. Однако те не возражают, поскольку расходы на дорогую рекламу несопоставимы с получаемыми от нее выгодами". Порочная практика будет процветать, считают в антимонопольном ведомстве, пока какое-нибудь издание не лишат свидетельства о регистрации. Именно на это и надеялись специалисты МАПа, направляя просьбу в Минпечати о лишении свидетельства о регистрации двух мужских журналов, злоупотреблявших рекламой алкоголя. При этом в законе прямо не указано, что за рекламу алкоголя можно отобрать лицензию. "Лишить издание свидетельства о регистрации можно, например, если реклама носит экстремистский характер или пропагандирует потребление наркотиков, - сказала RBC daily начальник отдела правового обеспечения издательско-полиграфической деятельности Минпечати Татьяна Терновская. - Реклама же алкоголя в СМИ не является основанием для лишения свидетельства о регистрации. Нарушителей можно только оштрафовать максимально на 500 МРОТ". Однако представители антимонопольного ведомства полагают, что закон все-таки на их стороне. "Хотя мы самостоятельно не можем инициировать процесс отзыва лицензии, - говорит Лариса Булгакова, - МАП, согласно "Закону о рекламе", вправе потребовать от Минпечати отзыва свидетельства о регистрации. Правда, до начала процедуры отзыва Минпечати трижды должно вынести нарушителю предписание устранить нарушение. Что касается основания для отзыва, то "Закон о СМИ" говорит, что, помимо, например, экстремистской рекламы и рекламы психотропных препаратов, в качестве основания рассматриваются "и иные нарушения". Согласно "Закону о рекламе", основанием для запуска процесса отзыва свидетельства о регистрации можно считать и размещение рекламы с нарушениями". Если все эти аргументы не будут приняты во внимание Министерством печати, то у МАПа останется еще один способ повлиять на недобросовестных рекламораспространителей. "Рекламное законодательство позволяет за систематическое невыполнение в течение года предписаний антимонопольного ведомства привлечь ответственных лиц уже к уголовной ответственности, - говорит Лариса Булгакова. - Однако мы уверены, что до этого дело не дойдет и Минпечати инициирует процесс отзыва свидетельства о регистрации". •• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов. ••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ. Полная версия новости на основном сайте OnAir.ru Опубликовано: 04.06.2003 г. - OnAir.ru - 1023 На главную |