22.12.2024, воскресенье


01.04.2011 г. - Анатомия сплетни


Анатомия сплетни
Анатомия сплетни


Исследование выявило, что ежедневные разговоры между людьми на 20-66% состоят из сплетен. И, как выяснили ученые, больший интерес вызывают сплетни, касающиеся личной жизни. О знаменитостях сплетничают в среднем в два раза меньше. Причем женщины и в том, и в другом случае отзываются об обсуждаемом человеке гораздо хуже.

Согласно выводам ученых, опубликованным в Journal of Applied Social Psychology, наиболее интересной для человека является информация о недостатках и отклонениях в поведении людей, передает РИА Новости. Живейший интерес вызывают пьянство и конфликты, а также скандальные сексуальные связи.

Сплетничают не только женщины. Американский профессор психологии Ральф Росноу провел такой эксперимент: он попросил своих студентов записать на диктофон их разговоры в кафе. Выяснилось, что в то время как девушки обсуждали людей, играющих более или менее значимую роль в их жизни - членов семьи, близких родственников, соседок по общежитию, юноши болтали об известных политиках, спортсменах и... однокурсниках из других групп, которых едва знали.

Другое исследование показало, что, например, итальянцы сплетничают в среднем пять часов в день, причем 38% времени, занятого разговорам, они обсуждают своих коллег по работе, а не говорят о футболе и еде, как принято считать. Знаменитости оказываются в центре внимания только в 17% пикантных историях.

Проведенный среди жителей Великобритании опрос показал, что англичане, имеющие репутацию чопорных людей, ограждающих свою жизнь от посторонних взглядов, на самом деле любят почесать языки в кругу друзей и коллег - об этом заявили 90% англичан.

Для 17% участников опроса неиссякаемым источником тем являются обстоятельства жизни знакомых, родственников и друзей. 6% опрошенных ответили, что больше всего любят перемывать косточки известным и богатым персоналиям. В любимых темах оказалась работа (20%) и текущие дела (18%).

Кроме того, согласно опросу, в теме личных отношений предпочтения женщин и мужчин расходятся. Так, почти четверть женщин (24%) заявили, что личные отношения - эта самая "горячая" тема разговоров, в то время как среди мужчин то же самое ответил лишь каждый десятый. Ученые считают, что оценить реальное положение дел в этом вопросе мешает формулировка: мужчины всего лишь "интересуются жизнью других", а женщины "сплетничают".

Из сплетен на работе, по наблюдениям экспертов, самая популярная - это жалобы на леность коллег. После них идут жалобы на руководителей, которые не могут нормально организовать работу. Причем исследователи утверждают, что чаще всего сплетничают о тех, кто держится особняком.

Интересно, что взрослые люди, являющиеся неофитами в той или иной социальной группе (новый рабочий коллектив, новый дом, в который они только что въехали), вовлекаются в процесс сплетничания очень активно и гораздо охотнее принимают в нем участие, чем "старожилы". Сплетничание для них - своеобразный путь адаптации в незнакомой среде.

Существуют профессии, в которых очень легко перейти тонкую грань между работой и собственно сплетничанием. Израильские психологи создали специальный тест, отслеживающий тенденции к сплетничанию в различных профессиях. В группе риска оказались специалисты, работающие с людьми: учителя, врачи, журналисты, социологи и в первую очередь - психологи.

Многие психологи указывают на то, что довольно часто сплетничают неуверенные в себе люди, считающие, что им будет сложно добиться успеха, например на работе. Осудив, принизив, осмеяв более успешного коллегу, такие люди повышают собственную самооценку: "Пускай начальство чаще хвалит ее, зато мне не звонят по телефону столько мужчин, потому что я порядочная".

Профессор психологии Ральф Росноу согласен, что к сплетням склонны люди, менее уверенные в себе, подверженные необоснованным тревогам, беспокойствам и страхам. Во-первых, они, по определению психологов, "нуждаются в "ухе", во-вторых, значительно преувеличивают значение получаемой ими в процессе сплетничания информации.

Несмотря на это, профессор психологии Дженнифер Боссон из Университета штата Окалахома утверждает, что совместные упражнения в острословии, мягко перетекающие в злословия, помогают собеседникам проникаться друг к другу симпатией.

В этом случае сплетни вызывают массу позитивных чувств, потому что помогают собеседникам чувствовать себя "своими", а недругов - "чужими", что укрепляет чувство собственного достоинства собеседников: "Мы, конечно, не можем отрицать, что у сплетен нет недостатков, однако у них есть и положительный эффект: ведь разделение негативного отношения к другим людям порождает и даже усиливает взаимную симпатию самих сплетников", - сказала Боссон.

Кстати, психологи подметили, что дети сплетничают иначе, чем взрослые, и часто делают это прямо в присутствии объекта сплетен: "Он ковыряется в носу, мама говорила, что так поступают только невоспитанные мальчишки...", "Она толстая, а еще ест пончик!" Ученые считают, что такие сплетни достаточно эффективны и играют положительную роль: ребенок начинает осознавать, что он - не невидимка в этом мире. За ним наблюдают. Поэтому ему следует контролировать свое поведение.

И в этом отношении все происходит прямо по Ницше: "Сплетня - пастух, пасущий свое стадо". Она сообщает о границах, которые не следует пересекать, и о правилах, по которым нужно играть. Сплетня, считает доктор Росноу, - "вид словесного контроля, дающего установки и управляющего небольшими группами людей".

Устроившись на работу, например, новички выслушивают о своих будущих коллегах немало сплетен. Благодаря им может сложиться первое впечатление о коллективе: кто с кем дружит, кто враждует, на кого можно положиться, а на кого нет, что любит и чего не любит шеф. А еще с помощью небольшой сплетни вам могут дать понять, какие правила существуют в коллективе: "Твоя предшественница Лена любила прийти на работу в пять вечера, поболтать, выпить кофе и начать собираться домой... Когда ее увольняли, она такой скандал устроила..."

Доктор Сара Верт, психолог из Йеля, считает, что не участвовать в обсуждении коллег - не очень нормально: "Мы знаем, что существуют люди, которые плохо приспособлены к окружающему миру. Они часто бывают замкнутыми, им трудно общаться с другими людьми. Таким личностям обязательно нужно хотя бы слушать, как сплетничают другие. Ведь им больше неоткуда получать информацию о коллективе".

А вот зачем люди сплетничают о знаменитостях? Психологи считают, что таким образом  они, с одной стороны, умаляют их значение, а с другой - пытаются к ним приблизиться, хотя бы через разговор об их жизни.

"Сплетничая, мы сравниваем себя с остальными, это стимулирует добиваться успеха ("как другие") или показывает нам наши беды в их реальном свете, - считает Джэк Левин, профессор социологии и криминалистики. - Вы не можете позволить себе пить каждый день натуральный ананасовый сок, чтобы сохранять фигуру в идеальной форме, как это делает Софи Лорен. А бедная принцесса Ди, наоборот, страдала от булимии. Ваш муж флиртовал вчера на вечеринке с другой? А Том Круз бросил раскрасавицу Николь Кидман и теперь женится на "Крузихе". Вот вам уже и полегчало..."

Знаменитости, пожалуй, самая многочисленная категория людей, не боящаяся сплетен. Любой скандал для них может стать хорошей рекламой, подогревающей интерес публики.

"Женщины сплетничают больше, сплетничают злее, сплетничают стратегически", - утверждает Николь Хесс, антрополог из Университета штата Вашингтон. По его мнению, эволюционно сплетни развивались как женское коалиционное поведение. "Результаты, которых мужчины достигали с помощью физического противостояния и открытой конкуренции, женщинами достигались с помощью сплетен", - говорит антрополог. Еще при первобытнообщинном строе женщины подрывали социальный статус соперниц, сообщая о них окружающим неверные и малоприятные сведения - это делалось затем, чтобы выставить себя в выгодном свете и, соответственно, занять более высокое место в иерархии.

А вот почему сплетничают мужчины? Мужчина исторически - воин, охотник, добытчик. Он приносит трофеи, а потом... хвастается. Он вешает на шею ожерелье из зубов акулы, в волосах у него перья убитых дроф. Он сидит у костра и рассказывает, какой он могучий, ловкий и удачливый.

В XXI веке воин и охотник оказался не у дел. Такие традиционные занятия, как охота и рыбалка, превратились в хобби. Но желание выделиться, быть первым, чувство соперничества - неотъемлемые качества мужчин. И на генетическом уровне срабатывает: "нужно рассказать всем, что..."

Кстати, во времена Старой Англии английское слово "gossip", которое сегодня переводится как "сплетня" или "сплетник(-ца)", означало мужчину, напивающегося с друзьями, или женщину, являющуюся другом семьи и помогающую во время родов. То есть слово относилось к людям, вхожим в дом, обладающим определенной информацией о семье и при определенных обстоятельствах, - например, под действием алкоголя - могущим "вынести сор из избы".

И если толковые словари русского языка определяют сплетню как "недоброжелательный или порочащий слух о ком-нибудь, распространяемый на основании неверных, неточных и измышленных сведений", то во многих зарубежных культурах под сплетней подразумевают сообщение вполне достоверной информации приватного характера, которая не должна была бы разглашаться.

salat.zahav.ru

• Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.
•• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов.
••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ.


Полная версия новости на основном сайте OnAir.ru

Опубликовано: 01.04.2011 г. - OnAir.ru - 1479


  На главную

 Новости дня:
• Суд в Москве заочно арестовал Татьяну Фельгенгауэр
• В новый год с новой студией! Стартовало вещание «‎Европы Плюс» из обновлённого эфирного пространства
• Продолжается путешествие Деда Мороза с НТВ: сказка заглянула на Детское радио
• Новосибирский филиал «Выбери Радио» провел бизнес-завтрак для партнеров
• «Юмор FM» заходит в город-миллионер Омск
Полная версия сайта

2000-2024 гг. © OnAir.ru - Наши контакты