22.12.2024, воскресенье |
15.12.2009 г. - Итоги Радио-года 2009: Каких форматов пока не хватает?Итоги Радио-года 2009: Каких форматов пока не хватает?
Итоги Радио-года 2009: Каких форматов пока не хватает?
Пару недель назад мне позвонил один хороший знакомый, продюсер одного успешного музыкального коллектива. Он договорился с одним модным клубом о том, что поможет им создать радиостанцию имени себя. «Я придумал! Это будет круто! Такого ещё не было!» – кричал он. На мой вопрос, что же это за формат такой востребованный будет, он продолжал: «Там будет David Guetta, Bob Sinclair и все крутые европейские диджеи». Я поинтересовался, не кажется ли ему, что этих артистов и так хватает в эфире, ведь они звучат везде от и до. На что он с полной уверенностью ответил «Нет, всё это фуфло. Мы будем делать хитовую станцию!» Я решил посчитать, сколько радиостанций в Москве крутят «хиты». Хит ФМ – уже по названию. Европа Плюс - слоган «Топ нон стоп» выдаёт содержание эфира. Love Radio, ориентированное на модные и популярные песни. NRJ/ENERGY - слоган Hit Music Only. Первое Популярное - заявленный формат Топ40. Радиостанция 98 хитов (Кино ФМ). Радио Алла - «Только Звёзды в Новом Сезоне». Бест ФМ, Радио Карнавал - со схожими концепциями, основанными исключительно на хитах. И это не считая направленных на музыку формата golden hits радиостанций Ретро FM, Кекс FM, Авторадио и т.д. и т.п.! Кто же будет открывать новые имена, если все пытаются удержать аудиторию только на известных? Конечно, Интернет. Популярными стилями для старта новых артистов являются рок, клаб и хип-хоп? Тогда добро пожаловать на Наше радио, Максимум, DFM, ЮFM, Рекорд или Свежее радио! «Хитовый» перекос усугубляется ещё и повсеместным использованием гениального сайта Moskva.fm. С его помощью редкое новое может быстро войти в моду, а иногда наоборот – остаться в рамках эфира одной радиостанции. Всё меньше чувства, всё больше расчёта. ТЕНДЕНЦИИ БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ Одно из самых увлекательных занятий сейчас – следить за обменом кадров ВГТРК и РМГ. Покинувшие стены РМГ и перешедшие в ВГТРК перетягивают за собой кадры, и наоборот. Обойдёмся без имён, они и так всем известны. Второй самой яркой тенденцией является выход новых радиостанций на арендуемых у владельца частотах. На FM-частотах Александра Лебедева вышли радиостанции ВГТРК (ЮФМ 94.0) и РМГ (Добрые песни 94.4), на частоте Олега Лобова запустился проект ВКПМ (Вояж FM 96.0). Насколько долгосрочными будут эти проекты – покажет время. Хотя оно уже успело показать недолговечность договора между ВГТРК и совладельцем частоты 94.0 FM. Джентльменский договор о ретрансляции просуществовал всего год. Радиостанция «ЮFM» как появилась неожиданно на 94.0 FM, так и покинула эту частоту, вернувшись на свои исконные 68.84 УКВ и 153 ДВ. Постоянно теряющее аудиторию аналоговое вещание пытается всячески удержать своих слушателей в сети Интернет. Пионером этого движения, по примеру французских аналогов NRJ Group и Lagardere, стал портал www.101.ru, принадлежащий ВКПМ. Здесь любимую радиостанцию можно послушать в нескольких стилевых и тематических подборках: или только рок, или только дэнс, или только разговорный материал. Не отстаёт от этого проекта опция на сайте www.loveradio.ru, а также новый проект РМГ www.station.ru, где представлены основные радиобренды в нескольких стилистических вариантах. Подробнее о вариантах развития радиовещания в Интернете нам рассказал бренд-менеджер проекта www.101.ru Павел Лагутин: - Сейчас меняется отношение к самой идее интернет-радио. В настоящее время под цифровым радио большинство людей понимает сайты-ретрансляторы популярных FM-радиостанций. Но сейчас крупные медиа-холдинги обратили свое внимание на то, что интернет дает гораздо больше возможностей для радио, чем традиционные каналы связи, и начинают развивать самостоятельные проекты. Постепенно интернет-радио начинает жить своей, независимой жизнью. Тенденция будущего – цифровое радио вытеснит аналоговое. Цифровым радио начинают заниматься профессионалы радиовещания: продюсеры, музыкальные редакторы, информационные редакторы. Повышается социализация: сайты цифрового радио перепрофилируются в отдельные, или вливаются в уже существующие порталы. Людям создают максимум возможностей для времяпровождения на таких порталах: общение, новости, интерактивные конкурсы, блоги и т.д. Проект “101.ру” по-прежнему не имеет весомых конкурентов на территории России. Cайты-«конкуренты» - или ретрансляторы, или узкоспециализированные проекты, или проекты с малыми возможностями в плане профессионального роста. Было бы некорректно сравнивать нас с кем бы то ни было. Из нового на нашем портале - появилась рубрика «101.Exclusive»: мы первыми выкладываем клипы, которые артисты предоставляют нам. Это могут быть и уже известные артисты, и молодые. Нам важно исключительно качество материала. Оценки ставят зрители путем комментариев. В процессе подготовки - собственная лента новостей российского и зарубежного шоу-бизнеса. Поскольку 101.ру является частью холдинга «ВКПМ», у нас есть возможность аккумулировать на одном портале весь новостной контент, который генерируется нашими информационными службами. Недавно мы начали выходить «в народ». Музыкальные вечера 101.ру каждую пятницу проходят в к/т Формула Кино Европа. Готовится к запуску проект по раскрутке новых звезд. Это сервис, который позволит молодым исполнителям бесплатно выставлять на суд простых слушателей и профессионалов свою музыку или видео. Сейчас в нашей базе примерно 6000 треков молодых исполнителей. И это при том, что проект еще не запущен! Надеемся на удачный старт. Сейчас наша аудитория выросла примерно на 10 процентов и стала превышать 900.000 человек в месяц. Воистину, радио переживает перерождение! Интернет-каналы, цифровые магазины, подкастинг... Но всё равно никто никогда не заменит прямого эфира – экспертного мнения, беседы в прямом эфире, горячих новостей с места события или эксклюзивной музыкальной премьеры и интервью, которые можно послушать не дома через Интернет, а на даче на шашлыках. СПОРТ И БИЗНЕС Обратим внимание, наверное, на самую главную и повсеместную тенденцию – спортивное вещание. Уже мало созданных профильных радиостанций Радио Спорт (Москва, 93.2 FM), Радио Зенит (С.-Петербург, 89.7 FM) и вышедшей недавно в Киеве на 106.0 Радио Динамо. Эфиры музыкальных и ток-станций всё больше наполняются спортом на фоне грядущего перепрофилирования государственного телеканала Спорт в молодёжный Россия-2. Если ранее рекламные щиты Радио Маяк на улицах города содержали фотографии звёздных линейных ведущих, то теперь основное наружное промо ориентировано на спортивную аудиторию. «Спортивный канал Радио Маяк 103.4 FM» – гласит реклама. Большой процент спортивного вещания присутствует на государственных Радио России и Вести FM. И даже изначально профилированная для мелодичной музыки и новостей МВД «Милицейская Волна» имеет свой вечерний спортивный канал, показывающий очень хорошие результаты. Мой украинский коллега, заместитель главного редактора информационной радиостанции ЭРА Валерий Кириченко рассказал, как развивается спортивная и селебрити тематика в украинском радиоэфире: - В радиоэфире Украины появилось больше спорта, точнее, футбола. В Киеве появилось радио «Динамо», созданное при поддержке одноименного киевского футбольного клуба. На самой популярной разговорной станции Украины радио «Эра-ФМ» футбол был и раньше. Но сейчас мы начали активно транслировать матчи Лиги Европы и Чемпионата мира. Благодаря этому «спортивная» аудитория, судя по всему, значительно выросла. Из нововведений - в ближайшее хотим попробовать вести в эфире одновременно два матча. Мы стали приглашать в эфир как ведущих, так сказать, «раскрученные» лица. Если говорить о спорте и футболе, то теперь, на ряду с комментаторами радио «Эра-ФМ» в студии матчи также периодически комментируют известные в Украине спортивные журналисты и комментаторы. ПУСТУЮЩИЕ НИШИ Чего стоит ожидать от радиовещания в ближайшее время – какие новые форматы могут появиться? Давайте посмотрим. Если говорить о музыкальных станциях – конечно, не хватает этнической музыки, которая была изначально прописана в лицензии нынешнего Радио Карнавал. Лет пять назад в Москве вещала станция в формате латино – Мегаполис FM, но потом его формат сменили на хаус-музыку. Какое-то время назад по радиосообществу пронесся слух о скором открытии радиостанции Кавказ FM, идеей которой так никто и не проникся. А мне кажется, проект был бы очень востребован, хотя бы на УКВ. Там же все с нетерпением ждут появления аналога петербургского Радио Ваня, занимающего лидирующие места в регионах вместе с «собратом» Дорожным Радио. Если говорить о других востребованных тематиках – то, помимо существующего в интернете радио для сексуальных меньшинств www.gay-radio.ru с информацией и музыкой, которая интересна «тематической» аудитории, есть целый понедельник Rainbow Monday на Радио Монте-Карло. По всей видимости, в Москве не хватает радиостанции, которая вещает на европейских языках – английском, французском, немецком, испанском, итальянском – для тех граждан Европы, которые живут в России или россиян, которые учат языки. Не хватает в Москве заявленных ранее по впоследствии изменённым концепциям – туристического радио, бардовского радио и простого эстрадного радио, где бесплатно проявить себя сможет каждый желающий. Впрочем, всё это будет возможно в новой эре цифрового радиовещания. Поживём – увидим! Денис СОКОЛОВ, для «Журнала Медиа-Профи». www.newsmusic.ru •• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов. ••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ. Полная версия новости на основном сайте OnAir.ru Опубликовано: 15.12.2009 г. - OnAir.ru - 1784 На главную |