27.03.2008 г. - Америка точит пропагандистское оружие. Конгресс готовится восстановить USIA
Америка точит пропагандистское оружие. Конгресс готовится восстановить USIA
Америка точит пропагандистское оружие. Конгресс готовится восстановить USIA
В США начинается работа по воссозданию централизованной системы пропагандистской работы с зарубежной аудиторией. До 1999 года всеми вопросами пропаганды за рубежом занималось Информационное агентство США (USIA), расформированное после окончания холодной войны. Восстановить USIA как эффективное оружие в «глобальной идеологической войне» требует кандидат в президенты от республиканцев Джон Маккейн.
«Наточить главное оружие Америки — призыв к свободе» Маккейн потребовал еще в июле прошлого года. Именно так была озаглавлена программная статья, опубликованная кандидатом в ряде ведущих американских газет. Итоги холодной войны, напомнил Джон Маккейн, во многом решила массированная пропаганда американских ценностей, эффективным орудием которой было агентство USIA, учрежденное в 1953 году при Госдепе.
Решение о расформировании USIA, принятое в 1999 году Биллом Клинтоном по рекомендации тогдашнего госсекретаря Мадлен Олбрайт, Маккейн сравнил с «односторонним разоружением во время идеологической войны». В случае своего прихода в Белый дом кандидат пообещал воссоздать и расширить централизованную пропагандистскую структуру «для тех стран, народы которых испытывают недостаток объективной информации» об Америке и ее внешней политике.
О том, что работа по созданию централизованного пропагандистского органа, аналогичного по функциям USIA, перешла в практическую плоскость, сообщил в понедельник руководитель вашингтонского The Center For Security Policy Фрэнк Гаффни. По его словам, подготовка соответствующего законопроекта начата в комитете по международным делам палаты представителей конгресса США. Возглавляет работу лидер республиканского меньшинства комитета Илеана Рос-Лехтинен.
В офисе конгрессмена РБК daily отказались подтвердить или опровергнуть информацию о подготовке воссоздания USIA. Впрочем, сотрудник офиса Рос-Лехтинен, пожелавший сохранить анонимность, подтвердил, что республиканское меньшинство в нижней палате конгресса осознает необходимость усиления пропагандистской работы на зарубежные страны и в случае победы Джона Маккейна на президентских выборах поддержит его идею.
Эффективность работы USIA в годы холодной войны специалисты оценивают высоко. Агентство координировало работу «Голоса Америки», «Радио Свобода» и «Радио Свободная Европа», напомнил РБК daily руководитель московского Независимого института коммуникативистики Иосиф Дзялошинский. «Аудитория в СССР и странах соцлагеря существовала в условиях жесткого информационного дефицита», — констатировал эксперт. Специалисты USIA через свои каналы грамотно удовлетворяли спрос широких слоев населения на информацию, умело сочетая ее с американской пропагандой.
Сегодня картина информационного поля радикально изменилась по сравнению со временами холодной войны, подчеркнул г-н Дзялошинский. Отсутствие цензуры и расширившийся доступ к независимым источникам информации серьезно усложняет работу любой пропагандистской структуре. Голая пропаганда, не разбавленная информацией, способна вызвать у аудитории только реакцию отторжения.
КИРИЛЛ ЗУБКОВ Rbcdaily.ru