18.06.2007 г. - Налоговики открыли базу адресов массовой регистрации компаний
Налоговики открыли базу адресов массовой регистрации компаний
Налоговики открыли базу адресов массовой регистрации компаний
Федеральная налоговая служба (ФНС) завершила отладку онлайн-сервиса по проверке адресов массовой регистрации фирм. По таким адресам часто регист- рируются компании-однодневки.
С помощью этого сервиса любой обладатель доступа в Интернет сможет за несколько секунд проверить чистоту адреса предприятия-партнера. Эксперты опасаются, что налоговики устроят внеплановые проверки фирмам, зарегистрированным по нехорошим адресам, а крупные контрагенты, перестраховываясь, откажутся вести с ними дела.
Под пристальное внимание фискалов попадут организации, места регистрации которых совпадают еще с десятком компаний. Фискалы предполагают, что привычку оформлять сто компаний на один адрес имеют учредители фирм-однодневок. Запущенный ФНС сервис позволит добропорядочным налогоплательщикам проверить место регистрации контрагента и не связываться с теми из них, дислокация которых вызывает массу вопросов. Справедливости ради надо сказать, что подобная база данных функционировала и раньше, но в опытной эксплуатации содержала небольшое количество адресов. Сейчас в базе полный список российских компаний (около 3 млн).
Очень вероятно, что со вводом этого сервиса налоговики начнут жестче обходиться с налогоплательщиками, контрагенты которых зарегистрированы по адресам массовой регистрации. «Логика инспекторов в таких случаях проста: надо быть осмотрительнее и проверять, с кем заключаешь договор», — говорит гендиректор компании «Налоговая помощь» Сергей Шаповалов. Теперь на довод налогоплательщиков, что они не сыщики, чтобы проверять своих деловых партнеров, ФНС парирует: «А что вам мешало потратить несколько секунд на проверку его в онлайн-базе?» «Учитывая распространенность Интернета в наше время, суды могут также поддержать налоговиков», — опасается г-н Шаповалов.
«Нахождение контрагента по плохому адресу грозит компании пристальными и внеплановыми налоговыми проверками, невозвратом НДС и доначислением налогов, в первую очередь НДС и налога на прибыль, а также инициированием судебных споров», — говорит ведущий консультант отдела консалтинга аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Елена Корнетова. Уже сейчас подобные проблемы существуют у компаний, чьи контрагенты не находятся по объявленному юридическому адресу, не предоставляют отчетность или зарегистрированы на подозрительных физических лиц, в том числе и в массовом порядке, говорит г-жа Корнетова.
Между тем, утверждают эксперты, и плохие адреса бывают разные. «Есть адрес, где офис — это комнатка метр на метр и там зарегистрирована тысяча однодневок, — рассуждает замруководителя департамента аудита и налогового консультирования «МЦФЭР-консалтинг» Александр Беличко. — Но также местом регистрации может быть, например, старый завод, в неиспользуемых помещениях которого уже давно реально работают десятки фирм».
Этой мерой, видимо, налоговики пытаются переложить часть функций по контролю над однодневками на участников рынка, говорят консультанты. «Контрагенты просто не захотят иметь дело с сомнительными компаниями», — полагает ассистент менеджера компании «БДО Юникон» Дмитрий Царев. Неосмотрительность может грозить им увеличением числа встречных проверок и потерей клиентов. Крупные клиенты будут искать организации, которые зарегистрированы по чистому адресу, в отдельно стоящем здании, считает г-н Беличко. Это приведет к потере выручки и клиентов компаниями, которые не в состоянии арендовать офисы по чистым адресам, отдельно стоящие здания. «Фирмам нужно уточнять свой адрес, указывать номер офиса например», — советует г-н Беличко. Либо перерегистрироваться на хороший адрес. В противном случае стоит подготовиться к проверкам.
МАРИЯ СЕЛИВАНОВА - RBC Daily