10.04.2007 г. - Вон из шкафа. Обычного любителя музыки всегда немного настораживает новость, упоминающая имена известных музыкантов в связи с какими-либо финансовыми притязаниями
Вон из шкафа. Обычного любителя музыки всегда немного настораживает новость, упоминающая имена известных музыкантов в связи с какими-либо финансовыми притязаниями
Вон из шкафа. Обычного любителя музыки всегда немного настораживает новость, упоминающая имена известных музыкантов в связи с какими-либо финансовыми притязаниями
Обычного любителя музыки всегда немного настораживает новость, упоминающая имена известных музыкантов в связи с какими-либо финансовыми притязаниями.
Самое свежее сообщение из этой области касается судебной тяжбы между эстонскими исполнителями, производителями фонограмм и радиостанций — сколько стоит звучащая в радиоэфире музыка
Ведь радио и другие потребители музыки не отрицают того, что должны платить. Споры идут — сколько и как.
Сама по себе проблема довольно стара. Дела с авторскими правами и копирайтом в Эстонии обстоят примерно так же, как и во всем западном мире.
По сравнению с Европой в последние годы ситуация в Эстонии была крайне благоприятна для местных предпринимателей в музыкальной сфере — почти половина радиоэфира и музыкальных дисков составляет отечественный товар. Этот показатель так хорош, что лучшего и не пожелаешь. Значит, надо просто получить свои деньги. Разумно и по закону. Это делается таким образом, что музыканты объединяются в организации и заниматься этой проблемой предоставляют юристам и чиновникам.
В данном случае творчеством является как само музыкальное произведение, так и его исполнение, и запись, звучащая в эфире радиостанций. Настоящим авторам закон дает в руки козыри покрепче. Если Эстонский союз авторов (ЭСА) не сможет прийти к соглашению с радиостанцией, то, согласно букве закона, он сможет заставить радио замолчать. У исполнителей и студий звукозаписи нет таких сильных прав, однако законом предусмотрена справедливая плата, необходимо только договориться о размерах выплат.
Однако существует несколько «но». Как и в большинстве других стран, в Эстонии есть единственная профессиональная организация авторов. В ряды ЭСА входит примерно полторы тысячи авторов, у них есть представительские договора более чем с 50 зарубежными странами, а это означает, что деньги собираются и тут и там.
С исполнителями и студиями звукозаписи положение более запутанное. Они еще не все легализовались, то есть не повылезали из своих шкафов, и мы не знаем объемов их продаж и оборотов средств. Если в Финляндии наряду с функционирующим долгое время обществом авторов Teosto существует общество Gramex, успешно представляющее интересы исполнителей и производителей фонограмм, то в Эстонии такого просто нет.
В отличие от единственного Союза авторов, в Эстонии есть много организаций, объединяющих в своих рядах исполнителей и производителей фонограмм, однако их путь к сотрудничеству тернист. Однако, согласно закону, исполнители и производители фонограмм могут требовать оплаты за использование музыки только вместе.
Если бы всеми делами ведала одна организация, подобная Gramex, тогда все решалось бы гораздо проще, и музыканты получали бы свои деньги прямо в руки. Однако согласия нет, и мы еще не раз услышим о пререканиях и судебных тяжбах.
Иммо Михкельсон ©1995-2007 Postimees