В настоящее время в Москве практически не осталось свободных радиочастот. Стоимость частоты в столице может достигать 15 млн. долларов, и продолжает расти. В регионах же ситуация выглядит гораздо более привлекательно, и стоимость частот на порядок ниже. Ситуацию комментируют представители радиостанций.
В настоящее время в Москве работает почти 50 радиостанций, и свободных частот уже практически не осталось. По официальной информации, в апреле этого года пройдет розыгрыш последних московских частот, и основными претендентами, скорее всего, станут известные игроки в сегменте - крупные медиахолдинги, такие как: Русская Медиа Группа, Европа Плюс, ВКПМ, Газпром-медиа, ВГТРК, Арнольд Прайс, "Объединенные медиа" и "Бонавентура". Сегодня стоимость частоты в Москве может достигать 15 млн. долларов, и это не предел - по прогнозам специалистов, из-за дефицита свободных частот цены на них будут продолжать расти. Также цифры могут варьироваться в зависимости от того, приобретается частота со сформированным административным штатом или без такового. В регионах же ситуация обстоит куда более оптимистично и привлекательно. Региональный медиа-рынок сегодня развивается быстрыми темпами, здесь еще есть возможность разрабатывать новые частоты, инвестировать и работать на перспективу. Более того, стоимость частот в регионах на порядок меньше столичных расценок.
Мы задали вопрос нашей темы представителям некоторых московских и региональных радиостанций с целью прокомментировать сложившуюся ситуацию на радийном рынке.
Александр Змихновский, генеральный директор концерна "Радио-Центр":
Разброс цен на частоты достаточно велик, где-то от 7 и до 15 млн. долларов. Я думаю, что цены еще будут продолжать расти. Объяснить это можно тем, что физически свободных частот осталось не так много, в то время как востребованность в них сегодня увеличилась.
Константин Соловьев, директор по маркетингу "Сити ФМ" и "Relax FM":
7-15 млн. - это, прежде всего, речь про московский рынок. Известно, что, практически, 2/3 радийного рынка приходится именно на столицу. Конечно, с точки зрения бизнеса московские частоты куда более привлекательны для рекламодателей, чем региональные, так как они позволяют скорее окупить вложенные средства. Я считаю, что сегодня на московском рынке переизбыток радиостанций. Такое количество просто мешает нормальному развитию радийного бизнеса. Жесткая конкуренция делает все сложнее вход в этот бизнес новым игрокам.
В то же время, цены на радиочастоты остаются достаточно стабильными, в силу того, что этот рынок практически не растет. Если свободных частот не останется, то всегда есть вариант приобрести уже сформировавшийся и раскрученный бренд.
Александр Варин, президент Вещательной корпорации "Проф-Медиа" (ВКПМ), президент "Авторадио", вице-президент Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ):
Я думаю, что радиочастота в Москве должна стоить в районе 7-8 млн. долларов, в Санкт-Петербурге - 3-4 млн. долларов. Цены на частоты в других крупных городах могут вполне достигать 1,5 млн. Цена может зависеть от региона, в котором расположен город, от численности его населения, от удаленности от центра страны, от уровня развития бизнеса. Уверен - цены на радиочастоты будут продолжать расти, причем, не год и не два, а на протяжении продолжительного времени, ведь частота - это ограниченный ресурс.
Юлия Голубева, генеральный директор "Love Radio", "М-РАДИО", "Радио Дача":
Нижний ценовой предел на частоты - 8 млн. долларов. Если говорить о верхнем пределе, то стоимость уже работающей станции, обладающей своей аудиторией и устойчивой брендовой позицией, как правило, значительно выше - в два, а то и в три раза. Что касается регионов, то необходимо уточнить, какие именно города подразумеваются. В крупных "миллионниках", таких как Санкт-Петербург или Екатеринбург, стоимость радиочастоты, скорее всего, значительно превышает 2 млн. долларов.
Делать прогнозы по поводу роста или падения цен на радиочастоты - вещь, считаю, неблагодарная. Прежде всего, многое в этой ситуации зависит от того, когда и как именно государственные структуры регламентируют старт и дальнейшее развитие цифрового формата, а также порядок его лицензирования. Но даже с появлением цифровых радиостанций ситуация на рынке FM-вещания если и изменится, то несущественно и, конечно, не сразу. Потому что для прослушивания цифрового радио необходимо время для смены парка радиоприемников, способных принимать "цифру". Это хорошо видно по ситуации в Европе: если спутниковое телевидение там распространено повсеместно, то радио, по-прежнему, продолжают слушать в FM-диапазоне.
Олег Хлебников, программный директор "Наше радио":
К сожалению, не могу точно сказать, сколько стоит радиочастота в Москве. Попробую предположить, что от 10 до 50 млн. долларов. В регионах - на порядок меньше, думаю, в среднем - миллион долларов. Я не считаю, что такое обилие радиостанций в Москве как-то негативно сказывается на развитии радиобизнеса. Наоборот - чем больше станций, тем реальнее "настоящим игрокам" выделиться на этом фоне. А будут ли расти цены на частоты - сложно сказать, но, думаю - будут.
Александр Попов, генеральный советник по связям с общественностью "Авторадио" (Новосибирск):
Существует такое мнение, что стоимость частоты прямопропорциональна численности населения в регионе. Формула проста - на одного человека приходится один доллар. К примеру, в Новосибирске проживает 1,5 млн. человек, значит, радиочастота здесь будет стоить в среднем 1,5 млн. долларов. Интерес к радио растет, и я уверен, что цены на радиочастоты будут расти.
Максим Кунин, генеральный директор радио "Альфа" (Пермь):
Купля-продажа радиочастот - дело исключительное, мы можем только предположить по слухам, сколько стоит частота. В Москве - понятия не имею, я там не работаю. У нас, в миллионном городе, радиочастота стоит от 500 тыс. до одного 1 млн. долларов. Основными покупателями радиостанций являются московские медиахолдинги. Здесь мотивы могут быть разные, но, в основном, это капитализация и управление. Как только все частоты будут раскуплены, рост цен на них прекратится. А мне кажется, что это не за горами. Безусловно, какое-то время цены еще будут расти, но не скачкообразно, а постепенно и относительно плавно.
Алексей Герасимов, генеральный директор "РДВ-FМ" (Кострома):
Все зависит от региона и от того, новую ли частоту покупать или уже действующую. В небольшом региональном городе, например, в нашем, она может стоить от 300 тыс. до 1,5 млн. Однако, никто не может дать стопроцентной гарантии, что приобретенная радиостанция в последствии будет успешно работать и приносить прибыль. И, тем более, что она вообще окупится. В Москве, как я предполагаю, радиочастота стоит несколько миллионов долларов.
Николай Капустянский, генеральный директор "Европа Плюс" (Ставрополь):
Вопрос непростой, и однозначный ответ здесь дать нельзя. Необходимо учитывать какая частота, насколько она популярна и насколько уже раскручена. Хотя, надо заметить, "голую" частоту сегодня уже навряд ли кто продает и покупает. Если такое и случается, то крайне редко. По крайней мере, за последние годы я не помню ни одного такого случая в нашем регионе, в Ставрополе. Думаю, что в Москве радиочастота стоит очень дорого, ее стоимость уже давно исчисляется миллионами. В регионах же частота может стоить более 500 тыс. долларов, и цены уже потихоньку подбираются к миллиону. Вот стоимость "телевизионки", например, в регионах ушла за миллион уже давно. Думаю, в скором времени и радиочастоты перешагнут этот рубеж.
Станислав Чуруткин, "Новости СМИ"