Этой весной телевизионной башне на Шаболовке исполнилось 85 лет. День рождения этого некогда знаменитого сооружения прошёл без особой помпы. А ведь когда-то именно здесь начиналось отечественное телевещание.
Постановление о строительстве башни на Шаболовке было принято в далёком 1919 году. Согласно проекту инженера-конструктора Владимира Шухова, строение изначально должно было быть высотой 350 метров и весом 2200 тонн. Это на 45 метров выше и в три с лишним раза легче парижской Эйфелевой башни, которая при высоте 305 метров весит 7300 тонн. К сожалению, полностью задумку архитектора воплотить не удалось: шла Гражданская война, повсюду царила разруха, найти в послереволюционной России подходящие строительные материалы в необходимом количестве было непросто.
Но металл всё же искали повсюду и, говорят, даже снимали с дорожного полотна трамвайные рельсы. В результате башня получилась в два с лишним раза меньше, чем планировалось: всего лишь 148 с половиной метров.
Первые телепрограммы шли в прямом эфире
19 марта 1922 года работы по строительству были закончены. Изначально башня служила опорой для антенн крупнейших радиостанций: Московской радиотелеграфной станции и радиовещательной станции «Большой Коминтерн». И только в конце 1937 года, когда специально рядом с ней был построен телецентр, началось опытное телевещание, а с 1939 года и регулярное. Первой передачей стала демонстрация фильма об открытии 18-го съезда ВКП(б). Но дальнейшему его развитию помешала Великая Отечественная война. И только за два дня до её окончания 7 мая 1945 года телецентр на Шаболовке возобновил трансляции передач, а 15 декабря того же года первым в Европе начал регулярно выпускать программы в эфир два раза в неделю.
В конце марта 1951 года на техни¬ческой базе Московского телецентра была организована Цент¬ральная студия телевидения. На Шаболовке появились пер¬вые редакции: литературно-драматического вещания, музыкального, передач для детей и редакция общественно-политических программ. Здесь же рождались и ставшие впоследствии знаменитыми передачи: «Эстафета новостей», «В мире животных», «Клуб кинопу¬тешествий». В студию на Шаболовке пришли журналисты Юрий Фокин, Евгений Синицын, Дамир Белов и многие дру¬гие. А дикторы Нина Кондратова, Валентина Леонтьева, Анна Шатилова, Игорь Кириллов, Виктор Балашов, Нонна Бодрова стали всена¬родными любимцами.
Постепенно из первой и единственной программы Центрального теле¬видения выросло многопрограммное, а позд¬нее и многоканальное вещание нынешней Рос¬сии. Причём поначалу передачи шли в прямом эфире, видеомаг¬нитная запись и монтаж появились гораздо позднее.
«Во время так называемой хрущёвской оттепели телевидение делало первые шаги, вспоминает диктор Центрального телевидения Игорь Кириллов. Тогда гораздо важнее были газеты и радио, даже комитет наш назывался по радио и телевидению. И вот этот союз «и» звучал как второй сорт. Но все мы были первооткрывателями, работали на энтузиазме. Я больше всего любил делать репортажи, ведь тогда они всегда были живые с заводов, фабрик, из колхозов».
Шуховская башня долгое время была символом телевидения
Именно на Шаболовке снимали знаменитые «Голубые огоньки» своеобразное народное кафе, где выступали известные певцы, юмористы, поэты. Стоило кому-либо попасть на «Огонёк», и он сразу становился известным. После того как какая-нибудь новая песня звучала в эфире, уже на следующий день её распевали по всей стране. А так как программ в записи тогда не было, то часто возникали и технические накладки: то не ту камеру включат, то не тот микрофон. Случались и оговорки у ведущих и их гостей. Но тогда на эти недоразумения мало кто обращал внимание. Кстати, долгое время все артисты, выступая по телевидению, пели без фонограммы, под живой оркестр.
«Передача шла каждую субботу. Прямой эфир в чёрно-белом изображении, вспоминает Кириллов. Но больше всего мы любили новогодние «Огоньки», потому что они были лишены идеологии. Правда, были смешные казусы, гости начинали провожать старый год слишком рано, и, когда начинались съёмки, можно было увидеть, что многие уже чересчур приняли на грудь. Самый забавный случай был во время приезда к нам труппы «Ла Скала». Дело в том, рассказывает Кириллов, что я абсолютно не знал, о чём с ними разговаривать. В итоге спросил у примадонны о её хобби, оказалось, что она увлекается рыбалкой, и всю программу об этом рассказывала. Итальянцы народ темпераментный, вот она и вошла в раж, мне же оставалось только сидеть и поддакивать, хотя сам никогда не был рыбаком. За это я потом и получил сильный нагоняй. Всю передачу с оперной певицей о рыбе проговорил».
По признанию Кириллова, популярность и его, и его коллег тогда была невероятная, на них равнялись, женщины старались одеваться так, как одевались дикторы с ТВ, которые фактически были законодательницами моды.
А в 1961 году ЦТ показало первого космонавта Юрия Гагарина, идущего по ковровой дорожке. В 1963-м в прямом эфире, с задержкой в пару секунд, похороны американского президента Кеннеди. В 1965 году в День Победы, 9 мая, на телевидении впервые прошла минута молчания. На экране «горел» огонь, а голос за кадром произносил скорбный текст. Эта «картинка» произвела совершенно невероятное впечатление на зрителей. Некоторым даже пришлось обращаться к врачам.
В те времена шуховская башня была настоящим символом телевидения. Всё изменилось в 1967 году, когда была построена Останкинская башня, куда постепенно перешло всё телевещание.
Памятник архитектуры не ремонтировали 40 лет
В 90-х годах прошлого века павильоны телецентра на Шаболовке опустели, а сама башня начала потихоньку ржаветь. Правда, был один момент, когда казалось, что былой блеск к ней ещё вернётся. После пожара на Останкинской башне в 2000 году померкли голубые экраны, и, чтобы срочно возобновить телевещание, передатчики вновь были установлены на Шаболовке. В течение полутора лет башня выручала всю страну. А потом про Шаболовку вновь забыли.
Но затем ВГТРК получила в аренду старые корпуса комплекса на Шаболовке. Сейчас в одном из них находится Главный информационный центр, откуда ведётся интернет-вещание ВГТРК. В других корпусах зона телеканала «Спорт», а производственные помещения обеспечивают работу спортивного телеканала. Всё это было приведено в порядок и отремонтировано.
«Знаю, что когда телеканал «Спорт» только въехал, на Шаболовке царило запустение, так как много лет съёмки там происходили лишь периодически, рассказывает известный журналист Александр Гурнов. Сейчас же всё привели в порядок, и телецентр на Шаболовке опять работает. Меня удивляет, откуда появляются слухи, что там что-то не в порядке? Что касается самой шуховской башни то, может быть, это и правда. И тогда остаётся вопрос: почему до сих пор не занимаются её ремонтом?»
По мнению экспертов, сооружение знаменитого инженера-конструктора сегодня действительно находится в аварийном состоянии и требует срочного ремонта. Шутка ли, ТВ-башню не ремонтировали 40 лет. Её металлические конструкции скреплены не болтами, а собраны методом клепания. Во время ремонтных работ в 1950-е годы были добавлены ещё сварные элементы и укреплено цементом основание, что только повредило башне металл начал подвергаться коррозии. В 70-е годы прошлого столетия на неё наварили дополнительные кольца и крепления, что окончательно нарушило придуманную Шуховым ажурность.
Ситуация ещё больше осложнилась в 2000 году, когда после пожара на Останкинской башне на шуховскую башню временно перенесли многотонные телевизионные передатчики. Тогда тяжёлую технику в спешке просто приварили к строению, что не могло не сказаться на его целостности. Так что сейчас конструкция проржавела почти наполовину. В некоторых местах от коррозии появились даже сквозные дыры. «На самом деле очень опасно, что её не ремонтируют, рассказал правнук инженера Владимир Шухов. Даже если башня вся не упадёт, от неё могут начать отваливаться отдельные металлические конструкции».
Интерактивный музей может встать в кругленькую сумму
При этом потомки Шухова уверены, что из сооружения вполне можно сделать столичную достопримечательность. Смотровая площадка здесь уже есть. «Мы хотим создать некую инфраструктуру, поделился Владимир Шухов, которая, во-первых, позволила бы организовать свободный доступ к башне, во-вторых, рассказала бы об истории инженерной мысли в России, в-третьих, представляла бы собой некий интерактивный музей инженерного искусства и, конечно, прежде всего Владимира Григорьевича Шухова».
Недавно был предложен и другой проект: сооружение ремонтируется за счёт инвесторов, а те, в свою очередь, получают разрешение построить вокруг неё рестораны и увеселительные заведения. Ведь проект реставрации обойдётся в кругленькую сумму несколько десятков миллионов долларов. Необходимо вначале очистить конструкцию радиобашни от ржавчины и старой краски, затем снять с неё всё лишнее, многие элементы заменить, а для усиления поставить дополнительные металлоконструкции.
Всё бы хорошо, но сама башня принадлежит государству, а вот территория вокруг нет. И где возводить культурно-деловой центр не очень понятно. Так и стоит всеми забытый памятник архитектуры, который вот-вот может развалиться, обрушив все свои многотонные конструкции на близлежащие дома и головы ни в чём не повинных горожан. Так, может, просто перестать мечтать о том, какое ему найти применение, и просто отремонтировать?
Правнук Владимира Григорьевича Шухова любит рассказывать легенду о том, как знаменитый инженер задумал возвести эту башню. Потребовалось как-то ему достать что-то с высокого шкафа, взял он корзину, встал на неё и вдруг понял, что такая лёгкая вещь выдерживает большой вес. Это, конечно, не более чем шутка, но принцип конструкции башни отражает. Стальная сетчатая оболочка шуховской башни на Шаболовке благодаря своей воздушности испытывает минимальную ветровую нагрузку, представляющую главную опасность для высотных сооружений. Ажурная стальная конструкция сочетает в себе прочность и лёгкость.
«ПРЕСС–АТТАШЕ.RU»