09.01.2007 г. - Социологи определили лучших из лучших в России за 2006 год
Социологи определили лучших из лучших в России за 2006 год
Социологи определили лучших из лучших в России за 2006 год
«Ведомости» обнародовали итоги социологических исследований, проведенных службами ВЦИОМ, ФОМ, «Левада-центр» и «Башкирова и партнеры».
К концу декабря социологические службы традиционно определяют персон года. В 2006 г., и не в первый раз, главной персоной стал Владимир Путин — ему отдали безусловное лидерство опрошенные службами ВЦИОМ, ФОМ, “Левада-центра” и “Башкирова и партнеры”. Номинации были разные (человек года или политик года), однако по количеству отданных за него голосов президент России значительно опережал любого другого кандидата в любой номинации.
Любопытны остальные номинации: у ФОМ кроме политика — деятель культуры и спортсмен, у ВЦИОМ — спортсмен, артист, музыкант, писатель. Респонденты ФОМ назвали лучшими недавно ушедшую из жизни актрису Любовь Полищук и фигуриста Евгения Плющенко. В рейтинге ВЦИОМ лучшим спортсменом также стал Плющенко, лучшим артистом — Любовь Полищук. Музыкантом года оказался Дима Билан. Писателем года — Дарья Донцова. Среди спортсменов назывались главным образом фигуристы и боксеры, среди деятелей культуры — поп-певцы, актеры телесериалов, писатели-детективщики.
Выбор кандидатов и итоговые места не случайны, пишут «Ведомости». Для респондентов все они — главные персонажи телевизионной поп-культуры, потребление их образов зашкаливает мыслимые пределы. Звезды спорта, многие из которых уже закончили карьеру, попали в рейтинг только благодаря участию в недавних развлекательных проектах “Первого канала” и РТР. Писатели, конечно, в телевизоре бывают не так часто, однако среди них лидерами стали успешные производители поп-детективов, продающихся миллионными тиражами. Владимир Путин в этом списке занял единственное свободное место “серьезного персонажа”, все остальные производят развлечения.
Тяга населения к развлечению проявилась и в кино. Кассовые сборы кинотеатров растут на 30% в год. В 2006 г. российские фильмы обеспечили уже четверть всех сборов — $109 млн, причем $94 млн заработали всего пять фильмов — “Дневной дозор”, “Бумер-2”, “Сволочи”, “Питер FM” и “Охота на пиранью”. Развлекательный тренд соседствует с патриотическим: в 2006 г. россияне активно переживали за своих спортсменов (даже постоянно живущих в других странах) на зимней Олимпиаде и в других соревнованиях.
Смесь развлекательного и патриотического очень востребована властью, о чем говорят не только постоянные приемы президентом команд по разным видам спорта. Просмотр в Кремле фильма Федора Бондарчука “9 рота” — из той же серии. Деятели культуры и спорта сейчас активно вступают в “Единую Россию” и “Справедливую Россию”, составляя компанию думским политикам в роли электоральных “паровозов”.
О патриотизме президент говорил и во вторник на заседании Госсовета, посвященном поддержке “традиционной народной культуры в России”. Владимир Путин потребовал от подчиненных укрепить материально-техническую базу сельских клубов, помочь народным промыслам и этнографическим исследованиям, особое внимание уделить развитию русского языка в регионах. Затем президент встретился с артистами фольклорного ансамбля “Березка” и с фигуристами — на катке на Красной площади.
Сельские клубы — это скорее однодневный пиар. А вот возвращение официальной поп-культуры советского образца (с небольшой поправкой на потребительское настроение трудящихся) симптоматично. Опора на попсу очень удобна: результаты опросов показывают, как с помощью телевидения можно воспитывать культурный и политический вкус у большинства. Само влияние ТВ — большая культурная проблема. Так же, как, например, терпимость к насилию или исчезновение художественно ориентированных аудиторий. Но об этих проблемах власти говорить совершенно не с руки. А вот народные промыслы — самое то. Эту тему можно включать в повестку заседаний Госсовета хоть каждый год