06.12.2006 г. - Какая еще революция подкастов?
Какая еще революция подкастов?
Какая еще революция подкастов?
Все больше интернет-пользователей скачивают в Сети подкасты, но очень немногие делают это регулярно. Об этом говорят результаты исследования Pew Internet & American Life Project.
Несомненно, подкастинг набирает популярность. Все больше людей скачивают аудиофайлы для дальнейшего их прослушивания на MP3-плеерах, домашних стереосистемах или других электронных устройствах. Но главный вопрос: скачивают ли пользователи подкасты регулярно? Сколько времени пройдет до того момента, когда люди окончательно предпочтут ежедневное скачивание аудионовостей просмотру ежедневной газеты? Судя по отчету Pew Internet & American Life Project, это случится еще нескоро.
Исследование, проведенное в августе, в ходе которого было опрошено 3000 взрослых людей, показало, что 12% пользователей Интернета скачивают подкасты, чтобы прослушать их позже. В начале этого года таких было всего 7%. В исследовании отмечается, что большинство опрошенных предпочитают скачивать различные аудио-передачи в свое свободное время, а не оформлять подписку и регулярно прослушивать тематические подкаст-программы. Лишь для 1% пользователей Интернета скачивание подкастов является обычной ежедневной практикой. Исследование аналитической компании Forrester Research, проведенное в марте 2001 г., показывает схожие результаты: 2% североамериканцев пробовали слушать подкасты, но лишь 1% интернет-пользователей скачивает и слушает их регулярно.
По мнению автора отчета Pew Internet & American Life Project Мэри Мадден (Mary Madden), результаты исследования показывают, что люди начинают ценить удобство просмотра и прослушивания различных информационных программ на ПК, но о том, чтобы большинство делало это регулярно, речи пока быть не может. «Сложно сказать, как скоро скачивание подкастов из Сети в iPod с последующим прослушиванием информационного аудиопотока по пути на работу станет привычной частью жизни людей, - говорит Мадден. - Для некоторых так и будет. Но на данный момент таких людей можно рассматривать только как исключение из общего правила».
Ответы на вопрос «Как долго люди, регулярно скачивающие и прослушивающие подкасты, будут исключением?» могут быть разными, в зависимости от того, кто будет отвечать. Специалисты фирмы PodTrac, занимающейся отслеживанием распространения подкастов и являющейся посредником между подкастерами (которые создают информационные аудиопотоки) и рекламодателями, считают, что такое время либо скоро наступит, либо уже наступило. Марк МакКрери (Mark McCrery), соучредитель Podtrac и исполнительный директор компании, работает с подкастерами, ответственными за такие циклы передач, как This Week in Tech и Ask a Ninja. Он отмечает, что эти подкасты собрали немалую аудиторию постоянных слушателей.
Тем не менее, большинство пользователей пока лишь присматриваются к подкастам и скачивают их, так сказать, на пробу. Предполагается, что на данный момент в Сети курсирует от 30000 до 60000 подкастов. Столь большой разброс обусловлен различиями в определении аналитиками самого понятия подкаста. Одни компании полагают, что это аудиофайл, созданный для распространения через Интернет; он может быть закачан на портативный медиа-плеер и на его получение можно подписаться с помощью RSS или другой подобной системы. Другие считают, что вполне достаточно и одного критерия – распространение через Интернет.
МакКрери уверен, что чем больше людей опробуют созданные профессионалами подкасты, тем больше будет подписчиков на регулярные подкаст-программы. «Действительно, часто люди слушают информационные аудиопрограммы только ради пробы, - говорит МакКрери. - Но мы также выяснили, что многие предпочитают прослушивать одни и те же подкасты. Можно выделить некоторые работы, которые были прослушаны очень многими и попали в категорию «это должен услышать или увидеть каждый». Исполнительный директор Podtrac надеется, что чем качественней будут становиться подкасты, тем больше сможет компания заработать денег.
МакКрери не одинок в своем оптимизме, считая, что рано или поздно подкасты попадут в мейнстрим. По прогнозам аналитиков Diffusion Group, к концу года 11,4 млн. американцев прослушают подкасты, а в 2007 году 21,7 млн. человек, или 10% американских пользователей Интернета, скачают тот или иной информационный аудиопоток. «В ближайшее время мы увидим выход подкастов на основной потребительский рынок», - говорит Энди Таркзон (Andy Tarczon), один из соучредителей Diffusion Group. Таркзон не сомневается в быстрой популяризации подкастов, так как он уверен, что доступность информационных аудиопотоков и покупка людьми все большего количества соответствующих MP3-плееров увеличат интерес к этому феномену.
Но все это можно сказать только о качественных подкастах. Аналитики отмечают, что для многих интернет-пользователей проблематично найти удовлетворяющие их требованиям или интересам подкасты, а таких передач, которые люди готовы слушать регулярно, как говорится, кот наплакал.
На данный момент основной подкаст-трафик (около 75%) формируется сотней лучших передач, расположенных в музыкальном онлайн-магазине Apple iTunes. К сожалению, люди, не имеющие iPod или другого совместимого с iTunes MP3-плеера, но желающие послушать новомодные информационные аудиопотоки на своем ПК, не имеют доступа к музыкальному онлайн-магазину Apple, что резко сужает круг потенциальных слушателей такого рода контента. Существуют и другие агрегаторы подкастов, вроде Podcast Alley, но их коллекция довольно скромна и пополняется лишь за счет самих пользователей, но не профессиональных подкастеров.
На данный момент у традиционных СМИ нет причин бояться каннибализации подкастами. По сути, данная технология лишь расширит их сферу влияния. Несмотря на то, что огромное количество подкастов создается независимыми ресурсами, наиболее популярные – разрабатываются профессиональными информационными агентствами. Например, людям в основном интересны подкасты пропущенных передач с любимых радиоканалов или телевизионных передач с популярными ведущими, отмечает Таркзон. «Во многих случаях подкастинг стал своего рода резервной копией, дублером традиционных средств массовой информации», - говорит он.
Около половины из сотни лучших подкастов iTunes – производства популярных медиа-компаний. И это несмотря на то, что основная масса подкастов создается независимыми подкастерами, говорит МакКрери. Исследование Forrester подтверждает подобную расстановку сил: 23% опрошенных желают слушать новостные радиопрограммы в виде подкастов, 20% - передачи по радио, еще 20% - аудиокниги, 18% - телевизионные программы новостей, 10% - новости из газет и статьи из журналов. Сравните эти цифры со всего 8 процентами желающих слушать аудиоконтент, созданный блоггерами.
Представленные выше данные, конечно, не означают, что блоггеры не смогут привлечь массовую аудиторию и со временем начать конкурировать со СМИ в секторе подкастинга. Даже сейчас есть видеоблоггеры/подкастеры, такие как Rocketboom, ресурсы которых посещают ежедневно сотни тысяч людей. Чем больше блоггеров будут создавать профессиональные подкасты, тем более значительную конкуренцию такой контент создаст для телевидения и других СМИ. Но независимому подкастингу предстоит пройти долгий путь, прежде чем это направление сможет представлять серьезную угрозу традиционным информационным агентствам.
«Подкастинг переживает период становления, – говорит Мадден. – Вряд ли данное направление сможет посягнуть на позиции, занимаемые традиционными СМИ. Более вероятно, что он станет для пользователей одним из многих средств получения того или иного контента в мире, который становится все более мобильным».