15.11.2006 г. - Россия перейдет на цифровое вещание к 2015 году
Россия перейдет на цифровое вещание к 2015 году
Россия перейдет на цифровое вещание к 2015 году
До 2015 года в России в соответствии с решением Женевской конференции радиосвязи должен произойти переход на цифровое вещание. Одно из главных последствий такого перехода — техническая возможность кратного увеличения числа телеканалов (появится возможность вещать на одной частоте десяти каналам).
Правительственная комиссия, обсуждающая эту тему, пока никаких решений не вынесла. Однако уже в двух регионах России — в Мордовии и в Ханты-Мансийском округе — эксперименты начались.
Во время прошедшей недавно в Ханты-Мансийске конференции «Цифровая Россия сегодня и завтра», организованной Национальной ассоциацией телерадиовещателей (НАТ) и правительством округа, главой региона была включена кнопка, символизирующая начало эксперимента. Для того чтобы жители региона смогли получать телевидение нового качества, необходимы специальные приставки. Первый заместитель главы регионального правительства Вячеслав Новицкий считает, что ответ на вопрос о том, раздавать ли их бесплатно всему населению (этот опыт есть во многих западных странах) или ограничиться только малообеспеченными семьями, будет дан в течение трех месяцев — когда завершатся тестовые испытания. Планируется, что к 2009 году весь округ будет «оцифрован».
Независимые вещатели опасаются, что внедрение эксперимента приведет к ограничению количества каналов, транслирующихся бесплатно для телезрителей. В Ханты-Мансийском округе набор «оцифрованных» каналов — достаточно предсказуемый для государственного регулирования СМИ. Это четыре канала, входящих в государственный холдинг ВГТРК: «Россия», «Культура», «Спорт» и «Вести-24», а также Первый, НТВ, канал Минобороны «Звезда» и региональный — «Югра».
Ни СТС, ни ТНТ, ни ТВЦ, ни тем более Рен ТВ, то есть крупнейших сетевых каналов, в базовом пакете нет. Опасения Вячеслав Новицкий пытается развеять. «Если сетевые каналы того захотят, то они смогут стать партнерами проекта», - заявил он.
В Мордовии ситуация иная: там цифровое ТВ уже ощутимо. Для республики, где 92% сельского населения могут принимать только один канал (Первый), канал «Россия» доступен только 68%, а три и более каналов видят лишь 12% сельского населения, столица региона Саранск выглядела до недавних пор крайне благополучной: жители города принимали 8—10 каналов. А сейчас в некоторых регионах Мордовии цифровых каналов — 12 (включая не только государственные, но и частные сетевые), радио — еще четыре. Результаты исследования свидетельствуют, что около 70% населения готовы платить 100 рублей в качестве абонентской платы за цифровое ТВ.
Во Франции опыт перехода на «цифру» был другим — как и во множестве стран Европы. Правительство рассчитало, какое количество бесплатных телеканалов может обеспечить зрителям рекламный рынок, и в результате, по словам президента «Европейской медиагруппы» Жоржа Полински, в стране вещают 17 бесплатных и 11 платных цифровых телеканалов. Примечательно, что это привело к росту рекламного рынка: доходы от рекламы у телевизионщиков, по его данным, повысились на 90%. Однако в то же время значительно снизились доходы радио и печатной прессы.
Заместитель министра культуры Павел Пожигайло говорит, что, пока программа на правительственном уровне не принята, по-прежнему продолжается спор о том, «кто важнее — пассажир или таксист, производитель программ или тот, кто этот контент передает». Минкультуры считает, что важнее производитель, а потому деятельность каналов должна лицензироваться именно этим ведомством, связисты же должны лишь обеспечить возможность выхода в эфир. А Минсвязи полагает, что операторы связи — участники рынка — сами должны заключать договоры с выгодными для них телекомпаниями, по-видимому, не нуждающимися в лицензировании структурами Минкульта.
При этом Пожигайло ссылается на комитет Совета Европы, который решил, что «переход к «цифре» должен сохранить систему лицензирования». Например, в Германии, говорит он, лицензирование вещания происходит с учетом региональных особенностей и потребностей потребителя.
По словам советника генерального директора ЮНЕСКО Генриха Юшкявичюса, «в Европе темпы перехода на цифровое вещание в основном определяются двумя факторами: предлагаемыми программами (как у нас по-русски говорят — «контентом») и ценой приставки к телевизору (по-русски — «сетбокса»)». Однако уже к концу 2006 года около 65 миллионов европейских семей переключатся на прием цифрового ТВ. Россиянам же придется ждать еще много лет.