31.10.2006 г. - "Региональная медиагруппа" настроилась на радиоволну, начав скупку радиостанций
"Региональная медиагруппа" настроилась на радиоволну, начав скупку радиостанций
"Региональная медиагруппа" настроилась на радиоволну, начав скупку радиостанций
Как стало известно Ъ, ООО "Региональная медиагруппа", принадлежащее президенту ТВ-3 Ивану Таврину, приобрело радиостанцию и телестанцию в Красноярске. Участники рынка отмечают, что господин Таврин, до сих пор известный своими инвестициями в региональное ТВ, переключился на радиостанции, спрос на которые начал расти в условиях дефицита телеактивов. За последний год радиоактивы подорожали на 30-40%. Информацию о приобретении Региональной медиагруппой 100% красноярского ЗАО "Европа плюс Енисей" у красноярского предпринимателя Игоря Юсьмы Ъ подтвердил Иван Таврин. От более подробных комментариев он отказался. Источник на медиарынке сообщил, что сделка была закрыта недавно, а ее сумма составила около $5 млн. ЗАО "Европа плюс Енисей" принадлежат телестанция, являющаяся красноярским партнером канала MTV, и радиостанция–партнер "Европы плюс".
Господин Таврин – известный на региональном телевизионном рынке бизнесмен, до сих пор специализировавшийся на краткосрочных инвестициях в местные телестанции. Так, в 2005 году он активно скупал телестанции в регионах, а в начале этого года продал пакет из восьми станций в региональных центрах телеканалу ТВ-3 – по оценкам, за $12 млн. Теперь Иван Таврин, похоже, решил изменить профиль инвестиций. Участник рынка, информированный о сделке с "Европа плюс Енисей", отмечает, что в ЗАО Региональную медиагруппу прежде всего интересовала радиостанция. Он обращает внимание, что группа сегодня уже владеет десятком радиостанций в регионах, в том числе в Петербурге ("Классика") и Екатеринбурге ("Хит"). В пользу этой версии говорят и слова гендиректора MTV Russia Леонида Юргеласа, сообщившего Ъ, что его компания уже договорилась о приобретении своего красноярского партнера. Господин Таврин, правда, пока опровергает информацию о продаже только что приобретенной телестанции.
Участники рынка не сомневаются, что Региональная медиагруппа скупает радиостанции для последующей перепродажи. "Сейчас на рынке не осталось свободных теле- и радиоактивов первой величины,– констатирует президент 'СТС Медиа' Александр Роднянский.– Консолидация станций второго эшелона в руках одной компании повысит их стоимость, это будет выгодное пакетное предложение для тех игроков, которые находятся в интенсивном развитии и заинтересованы в скачкообразном росте". По оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России, объем рынка радиорекламы в 2005 году составил $300 млн, причем треть этой суммы, по данным экспертов, пришлась на регионы. Региональные рекламные бюджеты на радио ежегодно растут на 30%, в то время как федеральные – на 20%.
Эксперты признают, что компании, зарабатывающие на скупке и перепродаже региональных электронных СМИ, вынужденно переориентировались на радиостанции. Работать с более востребованными рынком телеактивами стало сложно: они сейчас в дефиците, за них борются крупные инвесторы. "Телестанций меньше – максимум 15-16 в каждом городе, и свободные частоты выставляются на конкурс крайне редко,– говорит бывший совладелец радио 'Арсенал' Николай Грахов (как и Иван Таврин, он активно инвестирует в региональные проекты и сейчас с партнерами владеет примерно 10 радиостанциями).– В региональных городах вещает по 15-20 радиостанций, и частоты продолжают выставляться на конкурс". Кроме того, по его словам, телеканалы часто используются в политических целях и, следовательно, не продаются.
Спрос на региональные радиоактивы в ближайшие годы будет расти, так как в расширении сетей заинтересованы не только новые радиопроекты, но и существующие игроки. "Даже крупнейшие на сегодняшний день сети ('Русское радио', 'Европа плюс', 'Авторадио'.– Ъ) далеко не во всех городах вещания имеют доли в станциях-партнерах,– говорит гендиректор радиостанций 'Сити FM' и Relax FM Михаил Эйдельман.– Покупка долей в этих компаниях увеличивает капитализацию сети в целом, и приведенные в порядок активы рано или поздно их заинтересуют". С ним соглашается глава вещательной корпорации "Проф-Медиа" ("Авторадио", "Юмор FM", "Энергия") Александр Варин: "Крупной компании легче договариваться с крупным игроком, чем скупать разрозненные активы".
О том, что спрос на региональные радиоактивы уже начал расти, свидетельствует заметный рост их стоимости за последний год. Участники рынка отмечают, что интерес к радиоактивам проявляют крупные холдинги, например принадлежащая "Базэлу" компания "Формедиа" или "РосТ.С" ЛУКОЙЛа. "Год назад хорошая станция в городе-миллионнике стоила $500 тыс., сейчас – $700 тыс.,– говорит Николай Грахов.– То есть цена активов выросла на 30-40%". По его словам, в крупных и наиболее привлекательных городах, таких как Новосибирск, Екатеринбург, Ростов, Самара, уже сложно что-либо купить: "В Екатеринбурге за последний год была всего одна сделка. Кстати, провела ее Региональная медиагруппа".
ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА; НОННА Ъ-ГОНЧАРЕНКО, Красноярск