05.10.2006 г. - Эфир телеканала «2x2» оккупируют низкопробные мультфильмы
Эфир телеканала «2x2» оккупируют низкопробные мультфильмы
Эфир телеканала «2x2» оккупируют низкопробные мультфильмы
«Проф-Медиа» — крупнейший частный диверсифицированный медиахолдинг в России, один из лидеров на рынке газет, журналов, радио и кино. Холдинг «Проф-Медиа» был создан в 1997 году. Консолидированный оборот компании с учетом новых приобретений в 2005 году превысил 240 млн долларов.
Начиная с весны будущего года, телеканал «2х2», недавно купленный медиахолдингом «Проф-Медиа», начнет круглосуточную трансляцию мультсериалов для взрослых.
В мировой практике круглосуточные мультипликационные каналы обычно транслируют продукцию, ориентированную на зрителей 4-19 лет. Круглосуточное бесплатное мультипликационное вещание для взрослых вообще не имеет аналогов в мировой практике. А «Проф-Медиа» намерен быть «впереди планеты всей», закупая при этом 95% всей намеченной к выпуску в эфир за рубежом.
Собственники канала, купившие его за 30 млн долларов в феврале этого года, рассчитывают на то, что на операционную окупаемость он выйдет уже через два-три года. Мнения экспертов относительно перспектив канала разделились: одни полагают, что ему будет трудно обеспечить наполнение эфира соответствующими мультсериалами. Другие же считают, что если у «2х2» получится привлечь внимание 1,5-4% молодежной аудитории, его стоимость в ближайшие годы превысит капиталовложения в канал в десятки раз.
Однако оставим в стороне экономическую составляющую проекта и грядущие прибыли или убытки владельцев канала. Рассмотрим эту ситуацию в другом, не популярном и не модном в наше время аспекте. Имеется в виду культурная ценность канала, его польза «для ума и сердца». С этим здесь дело обстоит гораздо хуже. Концепция нового «старого» телеканала, «проникающего» в 1,5 московских домохозяйств, получающих сигнал через сети «Мостелекома», вызывает большие опасения и сомнения в целесообразности такого наполнения эфира.
Что такое вообще пресловутые мультфильмы для взрослых? Наиболее известными их представителями являются американские и канадские сериалы «Бивис и Баттхед» (Beavis and Butthead), «Симпсоны» (Simpsons) и «Сауз Парк» (South Park). Эти мультфильмы отличаются обилием второсортного юмора из категории «ниже пояса», сомнительными шутками, стремящимися к нулю смысловой нагрузкой и художественным исполнением «шедевров». Создатели и апологеты сериалов обычно в качестве аргументов в пользу данных произведений предъявляют, например, их сатирическую направленность, незашоренность взгляда, близость современной молодежной аудитории и т.д. Проблема в том, что вся эта свобода, либерализм и т.н. молодежный юмор с обилием ругани и идиотских выражений, скорее, засоряют мозги (в случае, конечно, их наличия), да и способствуют невольной деградации смотрящего сериал. Оппоненты, конечно, скажут, что человек, которого способен испортить или оглупить просмотр подобных творений, вряд ли априори является сколь либо умным. Да и вообще, мол, парируют сторонники излишней свободы слова: «о вкусах не спорят», «не стоит воспринимать все слишком всерьез», «иных проблем хватает» и т.д. и т.п.
Однако вспомним и иные изречения, например, «дьявол проявляется в мелочах». Не стоит недооценивать вред, причиняемый подобными «произведениями искусства», - современный шоу-бизнес, компьютерная и телеиндустрия за последние десятилетия во всем мире доказали свою успешность как «машины по оболваниванию мозгов». «Сильным мира сего», заинтересованным исключительно в получении прибыли и безудержном «завоевании мира», выгодно потчевать население разнообразными суррогатами, коих в современной массовой культуре просто «пруд пруди». Прав был все же один известный персонаж западной, к слову, рок-культуры, сказавший: «Не смотри в телевизор, война с тобой начинается оттуда».
В любом случае, стране с такими богатыми культурными, литературными, научными, духовными традициями как Россия, негоже давать доступ на свой рынок продуктам «западной массовой культуры» не самого высокого качества. По крайней мере, подобная вызывающая большие сомнения своим интеллектуальным и художественным уровнем продукция не должна «проникать» в общедоступный телеэфир, ограничиваясь, на худой конец, платными телеканалами.
В конце концов, не стоит забывать, что изначально анимационное кино, по крайней мере, для человека, выросшего в России, ассоциируется в первую очередь с детскими мультфильмами, которые, бесспорно, в нашей стране всегда были лучшими в мире. Мультфильм для взрослых — есть в этом сочетании что-то неестественное, суррогатное, что-то из разряда «Биг-маков», искусственного снега, разрушающей мозг рекламы и т.д., одним словом, что-то глубоко «масскультурное» и чуждое природе. А вот российскую (советскую) мультипликационную классику для детей следовало бы показывать почаще и побольше по бесплатным общегосударственным каналам — воспитательный эффект от этого, как ни покажется кому-то странным, будет немалым.
Алексей Кононов KMnews