02.10.2006 г. - Разыскиваются талантливые слушатели. Голос Сергея Довлатова вновь звучит в эфире
Разыскиваются талантливые слушатели. Голос Сергея Довлатова вновь звучит в эфире
Разыскиваются талантливые слушатели. Голос Сергея Довлатова вновь звучит в эфире
В год 65-летия со дня рождения Сергея Довлатова "Радио России" выпустило специальный литературный проект - в эфире звучит избранная проза писателя.
Довлатова не назовешь модным писателем, но читать его будут долгие годы. Он внятен и доступен, как музыка Моцарта, романы Дюма, рассказы ОГенри. Проза Довлатова - исповедь последнего советского поколения. Это наша история. И все еще - наша жизнь.
Он был любим. Многими. Обладал гипнотическим обаянием. И потому не случайно читать "Прозу Сергея Довлатова" на "Радио России" пригласили уникальных в своем мужском магнетизме актеров: Николая Фоменко, Игоря Костолевского, Александра Филиппенко, Виктора Татарского и Александра Лазарева-младшего. И каждому из них нашлись рассказы, соответствующие индивидуальности исполнителя.
- Мы с Максимом Осиповым (режиссером-постановщиком литературного радиосериала) старались совместить потенциалы актера и текста, - поясняет продюсер проекта Ольга Хмелева, - но окончательное решение принималось совместно с каждым из актеров. В итоге в 30 серий нашего проекта вошли рассказы из сборников "Демарш энтузиастов", "Чемодан" и "Компромисс". Наш выбор был согласован с вдовой и дочерью Сергея Донатовича, и они сочли его наиболее точной антологией Довлатова.
Николай Фоменко с неподражаемым юмором исполнил рассказы "Офицерский ремень", "Хочу быть сильным" и "Виноград". До работы над радиосериалом актер не относил Довлатова к своим любимым писателям. А после - забрал на память один из сборников.
Александр Филиппенко уже давно исполняет довлатовские рассказы со сцены и сразу же откликнулся на возможность поработать в проекте "Радио России". А для Игоря Костолевского чтение Довлатова стало настоящим экспериментом. Режиссер-постановщик предложил ему два рассказа - "Поплиновая рубашка" и "Блюз для Нателлы", но если первый из них актер принял сразу, то ко второму примерялся несколько месяцев. Случилось чудо: актер предстал перед публикой в совершенно новом амплуа. В "Блюзе для Нателлы" Костолевский неузнаваемо и неподражаемо трагикомичен.
- Довлатов смотрит с юмором даже на самые грустные вещи, - говорит Ольга Хмелева. - Его взгляд на жизнь не лишен романтизма и при этом отчетливо ироничен, и это сочетание оказывается необыкновенно притягательным для читателя. И о любви Довлатов пишет особо: она, как кровь, что течет в жилах, и ты замечаешь ее только тогда, когда порезал палец...
Довлатов на радио звучит не впервые. Все двенадцать лет жизни в эмиграции он сам выходил с авторской передачей в эфир радио "Свобода". У него был на редкость подходящий для радио голос, и он ценил способность звука сохранять то, что теряет письмо. Голос был его почерком, а талант рассказчика - главным талантом Довлатова. Но как ни редки талантливые рассказчики, хорошие слушатели случаются и того реже. Знавшие Довлатова утверждают, что он умел "художественно слушать". Теперь эту уникальную возможность получат слушатели "Радио России": на волнах радиостанции "Проза Сергея Довлатова" звучит по будням в 12.10 и 17.10.
Наталья Стребнева