Редкий олигарх и на местном, и на общеукраинском уровне отказывал себе в удовольствии стать собственником радиостанции. Важным фактором развития радио в Украине, похоже, все еще остаются политики и их интересы. Список лиц, которых связывают со всеукраинскими и местными радиостанциями, составляют известные в народе имена.
На своей волне
Крупнейшими игроками в украинском радиоэфире являются "Украинский Медиа Холдинг" Бориса Ложкина и группа радиостанций "Русское радио - Украина", "Хит FM", "Мелодия" и "Кiss FM", к которым имеют отношение структуры, связанные с Николаем Баграевым. В состав радиогруппы "Украинского Медиа Холдинга" входят две собственные радиостанции: всеукраинская сеть "Европа плюс Украина" (вещает в 18 городах, включая Киев, формат - хитовое) и радиостанция "Взрослое радио" (формат - шансон, вещает в 8 городах, включая Киев). В управлении у радиогруппы "УМХ" также находится радиостанция "Авторадио" (формат - "ностальжи", вещает в 21 городе, включая Киев), локальная радиостанция "Music Радіо" (Киев и Днепропетровск, формат - light music), локальная радиостанция "Джем ФМ" ("играет" поп-рок; вещает на Киев, Донецк, Днепропетровск).
Еще один крупный игрок на рынке - группа компаний, генеральным продюсером которых является Анатолий Евтухов, - это радиостанции "Шансон ("Хорошее радио"), "Ренессанс" и сеть радиостанций "Шарманка" (раньше киевская рок-радиостанция "Power FM"). Сеть была образована в результате договора о совместной деятельности с донецкой радиостанцией "Каскад". Эту группу эксперты связывают с Ахметовым и нардепом Хомутинником. Кроме того, в активе Рината Леонидовича - Донецкое радио "Юмор ФМ" (вещает также в Мариуполе и Краматорске), учредителем его является ТРК "Украина", а офис находится в ДК "Шахтер". Недавно на рынке появилась информация и о возможной покупке Ахметовым ТРК "Эра". Официально же владельцем радио "Эра" и "Радио кохання", которое выходит в эфир под позывными популярного в Москве "Лав радио", пока остается народный депутат Андрей Деркач.
С именем самого нелюбимого соотечественниками "нашеукраинца" Петра Порошенко связывают ТРК "НБМ" (Радио 5). По официальным данным Нацсовета, учредителем ТРК является частная компания с ограниченной ответственностью "Какао энд шугар интернешнл", зарегистрированная в Брюсселе (27,5%), и киевское ООО "Трансат-Брок". Но по сообщению в прессе, именно с Петром Порошенко вели переговоры ирландцы о возможной продаже этой сетевой станции. Проект "Радио 5" - сегодня также одна из наиболее крупных и быстро развивающихся сетей (очевидно, не без влияния собственников) - обеспечивается менеджерской группой "Дэнн Марк", в которую также входит радиостанция "Европа ФМ".
Росссияне уходят, ирландцы приходят
Более крупные игроки утверждают - радиоэфир уверенно дорожает и в прямом, и в переносном смысле этого слова, и если радиопроекты и остаются весомым активом политического капитала, то и для развития радио как коммерческих проектов также появились немалые шансы.
Раньше собственники украинских радиопроектов могли в равной степени рассчитывать на дивиденды от своей радиоигрушки как от ее коммерческой деятельности, так и от роли "рупора". Переломным фактом в этом смысле, по крайней мере для столицы можно считать факт покупки в начале этого года ирландской компанией Communicorp Group украинской сети "Наше радио" у "Альфа-групп" (Михаила Фридмана) и киевской ТРК "Дивосвит" (Радио "Апельсин") у компаний, близких к "Лукойлу". Корпорация Communicorp Group Limited объединяет 31 радиостанцию в семи странах Европы. 100% Communicorp Group Ltd принадлежит ирландскому бизнесмену Денису O'Браену. Оборот группы компаний в 2005 году составил более 60 миллионов евро.
Если в сфере контента украинский радиоэфир и остается все еще похожим на российский, благодаря неистребимому желанию украинцев копировать успешные российские радиопроекты, то в сфере собственности можно уверенно констатировать уход с украинского радиорынка российских олигархов. В частности, результатом сделки стало переформатирование радиостанции "Апельсин" и запуск на ее волнах на условиях франшизы не российского, а французского бренда - NRJ. Радиостанция Energy (NRJ) принадлежит группе компаний NRJ Group (Франция), являющейся одной из крупнейших радиокорпораций в Европе (вещание на 89 стран). В Украине компания представлена радиостанцией Nostalgie. Доход компании в 2005 финансовом году составил 322 миллиона евро.
Приход европейского инвестора, специализирующегося на радиобизнесе, безусловно окажет еще свое влияние на весь рынок. Как известно, ирландцы планируют увеличить долю приобретенных ею радиостанций к концу года до 25% рынка радиорекламы. Все это активизировало и инвестиционные планы крупных игроков. Активизировалась и борьба за рекламодателя.
Без "юбочек из плюша"
Рост интереса к FM-вещанию в Украине существенно изменил даже консервативную стратегию работы украинского бюро Радио "Свобода", недавно отказавшегося от вещания на коротких волнах, начав сотрудничество сразу с несколькими FM-станциями в разных регионах страны. Среди самых масштабных проектов этой радиостанции сотрудничество с "Нашим радио", где выходят две программы "Свободы" - "Звуки жизни" и ток-шоу "Действующее лицо" с Сергеем Рахманиным. По словам Виктора Еленского, руководителя украинского бюро Радио "Свобода", проекты собрали неплохой рейтинг, и радиостанции собираются продлить сотрудничество. "Мы выбрали FM-формат, поскольку это больше отвечает нашей миссии, так мы можем быть ближе к слушателям, - говорит Виктор Еленский.- Раньше считалось, что если на FM-радио длительное время не звучит "юбочка из плюша", то человек автоматически переключит волну. Но оказывается, это не так".
В качестве доказательства Радио "Свобода" даже получило предложение о сотрудничестве от донецкой радиостанции, ориентированной на подростковый рок. Если есть спрос, то руководство "Свободы" задумалось и над предложением для этой радиоаудитории. Для начала "Свобода" уже изменила под новый формат свои передачи: они стали более короткими и динамичными. "Раньше что бы мы ни сказали - мы были услышаны, особенно в кризисных ситуациях в стране, - говорит Виктор Еленский. - Теперь очень многое зависит от того, как сказать. Рынок очень изменился - началась борьба за качество".
"Сейчас завершается консолидация украинского радиорынка - рынок укрупняется, и это происходит в соответствии с мировыми тенденциями, - говорит Сергей Кузин, генеральный директор радиостанции "Русское радио - Украина".- Появилось несколько радиохолдингов, в каждом из них есть станции, апеллирующие к разным целевым аудиториям. Теперь рекламодатель, обратившись в крупный радиохолдинг, может получить своих потенциальных покупателей в самых разных слушательских аудиториях - и по возрасту, и по социальному статусу, и по музыкальным предпочтениям".
Хотя это утверждение пока справедливо только в отношении лидеров. Участники рынка сходятся во мнении, что пока радио еще должным образом недооценено украинским рекламодателем, что значительно тормозит его развитие. "В большинстве рекламных агентств, занимающихся размещением прямой рекламы в СМИ, нет специалистов по радиорекламе, - сетует и Сергей Кузин, генеральный директор радиостанции "Русское радио - Украина". - Люди, работающие в них, плохо знают, что такое радио и чем оно отличается от других медианосителей. Кроме того, рекламные агентства просто не хотят обременять себя "мелкими", по их мнению, рекламными бюджетами и предпочитают размещать рекламу клиента на телевидении или в прессе, частенько "забывая" о проблемах, которые хочет решить рекламодатель, продвигая свой продукт".
На территории всего СНГ радиостанции с каждым годом зарабатывают в среднем на 30% больше, утверждает гендиректор радиостанции "Хит FM" Виталий Дроздов. По его мнению, эта тенденция продлится еще какое-то время. "Вторая тенденция - общемировая - и связана с тем, что новые средства коммуникации - интернет, другие высокие технологии - сильно бьют по телевидению и прессе, - считает он. - Радио менее уязвимо и, мне кажется, у него есть шанс в будущем откусить немного больше от рекламного пирога". А следовательно, и выйти из политической тени своих собственников.