01.06.2006 г. - Национальная ассоциация телерадиовещателей при поддержке Роспечати провела круглый стол «Социальный пакет» телевизионных и радиовещательных программ: состав и правовой статус»
Национальная ассоциация телерадиовещателей при поддержке Роспечати провела круглый стол «Социальный пакет» телевизионных и радиовещательных программ: состав и правовой статус»
Национальная ассоциация телерадиовещателей при поддержке Роспечати провела круглый стол «Социальный пакет» телевизионных и радиовещательных программ: состав и правовой статус»
Национальная ассоциация телерадиовещателей при поддержке Роспечати провела круглый стол «Социальный пакет» телевизионных и радиовещательных программ: состав и правовой статус». Учитывая исключительную актуальность темы в условиях перехода России на цифровое вещание, в работе круглого стола приняли участие более 70 вещателей, представляющих федеральные и региональные телерадиокомпании Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Иркутска, Челябинска, Ханты-Мансийска, Череповца, Кирова, Ставрополя, Новороссийска, Майкопа. Были среди собравшихся и представители юридических департаментов и отделов телерадиокомпаний, а также аналитики и эксперты известных в отрасли научно-исследовательских учреждений, социологических служб. В обсуждении участвовали первый заместитель министра культуры и массовых коммуникаций Л.Н.Надиров и начальник Управления телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Роспечати Н.Т.Лихачева. В ходе работы обсуждались содержание и значения терминов и понятий, во многом определяющих приоритеты развития отрасли на длительный период и, прежде всего, такого как «социальный пакет программ». В связи с тем, что попытка определения этого понятия была предпринята и авторами проекта Концепции Федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2007 - 2015 годы)», участники круглого стола затронули и этот важнейший, но, к сожалению, практически неизвестный вещательному сообществу документ, подробное обсуждение которого ещё предстоит.
Актуальная тема
В рамках развернувшейся дискуссии рассматривались смысловые категории и определения, на основе которых выстраивается профессиональная деятельность вещателей. И та, что была в аналоговую эпоху, и та, которая предполагается в цифровую. Как оказалось, вещатели и составители проекта Концепции ФЦП развития телерадиовещания в России многие термины и сами приоритеты понимают по-разному и вкладывают в них разные смыслы.
Как пояснил Президент НАТ Э.М.Сагалаев, открывший круглый стол и сразу предложивший обсудить термин «социальный пакет телерадиопрограмм», проблема возникает из-за различия в подходах и понимании данного определения. «Поскольку в проекте Концепции указано, что в социальный пакет войдет 4-6 или 5-10 программ, одни считают, что речь пойдет об ограничении каналов и программ, транслирующихся бесплатно при переходе на цифровое вещание. Другие придерживаются мнения, что в социальный пакет войдет ряд каналов общефедерального значения, а также местные каналы, но в целом аудитория бесплатно сможет смотреть всего лишь 4-6 каналов», – подчеркнул он. И добавил: «Многие специалисты и эксперты телерадиовещания не приемлют такого подхода, даже термин «монетизация бесплатного телевидения» уже вошел в моду». Президент НАТ заметил также, что социальный пакет объемом 4-6 бесплатных каналов может быть воспринят населением страны как «антисоциальный пакет», так как в крупных городах России уже транслируется до 17-ти телеканалов в свободном доступе. «Такой переход от бесплатного телевидения может вызвать народные волнения, – подчеркнул он, – а в представлениях многих вещателей это ассоциируется с «сужающимся телевидением». И – призвал собравшихся высказываться по этому вопросу.
То, что данной теме придается огромное значение не только среди вещателей, но и в государственных кругах, отмечалось в письме министра культуры и массовых коммуникаций А.С. Соколова, которое зачитал Л.Н.Надиров. В письме, в частности, говорилось о «необходимости комплексного регулирования сферы телерадиовещания, в том числе процесса перехода с аналогового на цифровое вещание, определения требований к контенту, включая «социальный пакет» телевизионных и радиопрограмм». В отношении проекта Концепции ФЦП и содержащихся в ней предложений первый заместитель министра заметил, что «это только первый подход к проекту Концепции федеральной целевой программы», и что «перекос в ней взят в сторону технологических направлений, а идеологическая и просветительская сторона, вопрос о содержании и направлениях вещания телевидения и радио написаны неудачно». «Но мы для того и выдвинули этот проект на обсуждение вещательного сообщества, передали его в Минфин, ВГТРК, в НАТ, чтобы его проанализировать, и теперь ждем замечаний. Сейчас мы находимся в самом начале пути», – отметил Л.Надиров.
То, насколько важно учитывать точку зрения вещателей, подчеркнула Н.Т.Лихачева. «Когда мы определялись с наиболее значимой для развития цифрового вещания темой, вопрос об определении понятия «социальный пакет программ» сразу стал приоритетным. Мы объявили конкурс на проведение круглого стола, и Национальная ассоциация телерадиовещателей стала первой организацией, решившей проанализировать этот вопрос», – пояснила она. Кроме того, Н.Лихачева отметила, что именно НАТ начала обсуждать у нас в стране проблемы формирования цифрового вещания, а теперь приступила к анализу термина «социальный пакет программ», который является ключевым для перехода российской отрасли на цифровое вещание.
Представитель Роспечати обратила внимание на то, что нельзя, чтобы в Концепции программы превалировал сугубо технологический подход, несмотря на интенсивный прогресс технологий. Иначе, по ее мнению, такой подход может отодвинуть «на второй план сначала интересы телезрителей, а затем и вещателей». Другим, не менее важным аспектом, считает она, является сегодня то, что «в регионах идет внедрение своих концепций цифрового вещания». «Мы опасаемся, что начнется некий «парад суверенитетов», который наблюдался у нас в стране 15 лет тому назад. И теперь мы никак не можем определить, каковы границы этих суверенитетов, – отметила Н.Лихачева. – Поэтому мы должны договориться о том, что сейчас делать: или обозначим несколько зон в регионах, где «цифра» будет опробована, или каждый регион будет жить по своим законам. Тогда, наверное, всем нам будет сложнее договориться, а рамки «социального пакета» будут диктовать не те, кто его создает, а те, кто может его быстрее продать с выгодой для себя».
В отношении перехода радиовещания на цифровую платформу Н.Лихачёва отметила, что в Роспечати создана специальная группа, ведущая анализ таких возможностей. Сейчас самое время вносить конкретные предложения по развитию отечественного телерадиовещания, и такие круглые столы – прекрасная возможность аккумулировать мнения регионов, федеральных каналов с тем, чтобы позиция телерадиовещателей была широко известна и учитывалась при подготовке законопроектов, нормативных документов, концепций и программ. Подобные круглые столы, объединяющие ведущих специалистов отрасли , аккумулирующие громадный практический опыт вещателей, независимо от того, государственный или коммерческий сектор они представляют, могут и должны давать пищу для дальнейшей работы правительственной комиссии по развитию телерадиовещания, которую возглавляет первый вице-премьер Дмитрий Медведев.
Именно на заседании Правительства РФ 18 мая этого года, когда было принято решение о создании правительственной комиссии, термин «социальный пакет» программ звучал несколько раз. Как отметил на том заседании министр информационных технологий и связи Л.Д.Рейман, внедрение цифрового вещания в нашей стране идет крайне медленно, в том числе по причине неопределенности состава бесплатного для населения «социального пакета» программ.
Социальный пакет или пакет свободного доступа?
Прежде чем обратиться к определению состава «социального пакета», участники «круглого стола» решили разобраться с содержанием самого понятия. Отмечались разные его трактовки и подмена понятий: «социальный – государственный» и «социальный – бесплатный». «Для меня «социальный пакет» звучит как «социальная помощь», что-то вроде благотворительности,– сказал в своем выступлении Г.З.Юшкявичюс, советник генерального директора ЮНЕСКО, более 50 лет занимающийся развитием телерадиовещания у нас в стране. – На самом же деле при переходе на цифровое вещание должно быть обеспечено конституционное право граждан России на информацию. И такая возможность есть. Если мы все сделаем правильно». Он также обратил внимание на то, что в проекте Концепции не проработан вопрос тематики и направлений вещания, где должны быть отражены и детские каналы, и образовательные программы, а также иновещание. Поразило его и то, что в проекте мало уделено внимания радиовещанию, которое сегодня стремительно развивается и переходит на цифровую платформу. «Сначала должна быть определена программа, а потом уже технические и финансовые средства, которые выполняют эту программную концепцию, а не наоборот», – убежден Г.Юшкявичюс, отметив также, что и 4-6 программ, входящих в «социальный пакет», слишком незначительное количество для цифрового вещания.
Развивая тему, вице-президент НАТ, генеральный директор ООО «Национальный телевизионный синдикат» И.Н. Мишин отметил необходимость понимания, для кого и какие каналы будут бесплатными - для населения, вещателей или связистов? Обратил внимание выступающий и на то, что в настоящее время услуги операторов связи по распространению эфирных каналов оплачивают вещатели, а не телезрители и переход на цифровое телевидение не должен изменить эту схему. По его мнению, необходимо просчитать технологические возможности распространения определенного числа каналов на территории всей России, не ограничиваясь городами – «миллионниками» и центрами субъектов Федерации и областей с учетом удешевления платных каналов в цифровом стандарте.
Какое количество каналов могут составить «пакет бесплатного доступа», если сроки «цифровизации» определены до 2015 года, и какие должны учитываться финансовые критерии? Как пример рачительного экономического расчета И.Мишин привел Францию, где количество бесплатных цифровых телеканалов определялось на основе расчетов финансирования за счет рекламного рынка. Оказалось, что там реклама может «прокормить» лишь 17 телеканалов, и тогда был объявлен тендер на их концепцию, в котором участвовали 60-70 компаний. В России тоже может быть использован такой подход. Однако главное, по его мнению, количество цифровых телеканалов не должно быть меньше, чем существует сегодня в столицах субъектов Российской Федерации. Скорее, малые населенные пункты должны «вырасти» до того количества программ, что транслируются сегодня в столичных городах.
Говоря о программном содержании бесплатных каналов, И.Мишин подчеркнул: «мы не можем предъявлять единые критерии для всех регионов, так как Россия многонациональная страна и в регионах есть как ментальные, религиозные и культурные различия, так и технические». Именно эти факторы крайне важны для определения количества программ в регионах, которые следует предлагать для «пакета свободного доступа».
Вице-президент НАТ, заместитель генерального директора ВГТРК А.В.Малинин обратил внимание на то, что определение каналов, которые войдут в «пакет свободного доступа», связано в первую очередь с емкостью рекламного рынка. Создание новых каналов, формирование их контента, как известно, определяется не столько техническими и технологическими условиями, сколько финансовыми возможностями компаний, которые зависят от возможностей рынка рекламы. В разных регионах доходы от рекламы заметно различаются, а с учетом значительного увеличения каналов при переходе на «цифру» могут пострадать в первую очередь региональные СМИ. А.Малинин подчеркнул также необходимость преодоления ведомственных подходов в действиях федеральных органов исполнительной власти в целях развития цифрового телерадиовещания.
Кратко и лаконично сформулировала позицию российских вещателей вице-президент НАТ, заместитель генерального директора телекомпании «ТВ-Центр» Е.А. Злотникова. Прежде всего, нынешние бесплатные для телезрителей и радиослушателей каналы не должны превратиться в платные. Кроме того, тарифы на доставку сигнала операторами связи и кабельных сетей должны регулироваться своевременно и публично. И, в-третьих, каналы и сети, заявляющие о намерениях организовать вещание на территории России в свободном доступе, должны оценивать ресурсы, которые они готовы направить на оплату услуг связи по доставке программ. Е. Злотникова заявила, что необходимо осознавать, какой огромный ресурс страна получит вскоре и что именно благодаря ему возникает возможность создать и развить сотни новых каналов, телевидение высокой чёткости, мобильное ТВ, дополнительные сервисы, ликвидировать неравенство в доступе к информации, имеющей общественную значимость, для всего населения России. Поэтому необходимо разработать такие процедуры, которые, удовлетворяя интересам заинтересованных ведомств, учитывали бы задачи и возможности всех участников медиарынка , создавали мотивацию для населения обращаться к возможностям цифрового телевидения. Она заметила также, что на цифровом рынке мультимедиа могут появиться новые игроки – с учетом резко возрастающих медиаресурсов ими станут провайдеры пакетов телерадиопрограмм.
О том, какие вопросы беспокоят региональных вещателей, рассказала член Правления НАТ, генеральный директор телекомпании «Волга» С.А. Колчинская (Нижний Новгород). Что будет при появлении большого числа новых каналов с региональными компаниями, имеющими лицензии на вещание в аналоговом режиме? Кто будет определять перечень каналов, входящих в доступный пакет в регионах, и какие из множества региональных и областных каналов смогут претендовать на место в этом пакете? Кто и в какой форме будет дотировать приобретение приставок к аналоговым телевизорам? С. Колчинская проинформировала о результатах эксперимента, проведенного в Нижнем Новгороде по внедрению цифрового телевидения в 2001 году. В отличие от Москвы и Санкт-Петербурга в Нижнем цифровое телевидение не развивается, а жители не готовы платить за цифровые каналы и приобретать цифровые приставки. Представитель региональных вещателей предложила придать программе развития цифрового телерадиовещания в России приоритетное значение и обратила внимание на то, что следует вести более масштабную разъяснительную работу в этом плане.
Член правления НАТ, генеральный директор «Видео Интернешнл – Projects» А.Л. Карпов также предложил включить в рекомендации «круглого стола» термин «каналы свободного доступа» вместо «социального пакета», отметив при этом, что нельзя соглашаться с позицией связистов об ограничении бесплатных телеканалов и надо гарантировать вещателям, а также аудитории, что не менее трети, в крайнем случае, четверти бесплатных каналов будет закреплено за региональными телерадиокомпаниями.
Член Экспертного совета НАТ, директор Дирекции сетей распространения программ «Первого канала» В.А.Удалова предложила законодательно закрепить определения «обязательный пакет», «пакет каналов свободного доступа», «пакет платных каналов» с целью увеличения числа каналов, доставляемых телезрителям, создания вариантов и возможностей выбора. Поддержав эту мысль, Э.Сагалаев предложил подумать о соединении подобного дифференцированного подхода с возможностью поэтапного его внедрения.
В цифровом – «обязательном пакете» – должно быть каналов не меньше, чем в настоящее время телезрители получают бесплатно в аналоговом варианте. Об этом заявил директор Дирекции телерадиосетей распространения телерадиопрограмм ВГТРК
В. И. Хлебников. При этом распространение каналов, входящих в пакет, должно финансироваться вещателями, а также сопоставляться с возможностями рекламных бюджетов. В. Хлебников напомнил о большом опыте регулирования перехода на цифровые стандарты телерадиовещания, накопленном в европейских странах, в США, что следует, по его мнению, учитывать в работе по внедрению цифрового телевидения в России.
О затратах, которые понесут при переходе на «цифру» не только абоненты и операторы, но и вещатели, говорил заместитель генерального директора группы компаний «Национальные кабельные сети» А.В. Голованов. Он подчеркнул, что заявляя себя «национальными вещателями», менеджмент телекомпаний не готов вкладывать средства в распространение каналов, предоставляя системам кабельного телевидения самостоятельно участвовать в развитии и обустройстве сетей. В этой связи необходимо законодательно закрепить за вещателями и операторами доставки сигнала как права, так и обязанности – своего рода зоны ответственности, без соблюдения которых организация цифрового телерадиовещания будет невозможна.
Немало конкретных предложений прозвучало в выступлениях Ю.Б.Шкляра, исполнительного директора ЗАО «СТС»; К.З. Кочуашвили, председателя Технического комитета НАТ; О.Я. Ермолаевой, директора «Медиакомитета»; М.В.Силина, генерального директора «Комкор – ТВ»; Р. М. Стависской, заместителя председателя ГРК «Голос России»; А.И.Артищева, консультанта Комитета по информационной политике Государственной Думы, М.А.Федотова, Секретаря Союза журналистов России, заведующего кафедрой ЮНЕСКО. Придавая большое значение предложениям и рекомендациям участников круглого стола Национальная ассоциация телерадиовещателей приняла решение подготовить специальный выпуск Информационного бюллетеня НАТ – полный обзор представленных мнений. Решено также создать при НАТ рабочую группу, целью которой станет анализ не только терминов и понятий, связанных с переходом отрасли на цифровое вещание, но и участие в работе над проектом Федеральной целевой программы в целом. В эту рабочую группу вошли Е. Злотникова, А. Малинин, И. Мишин, А. Голованов, С. Колчинская, К. Кочуашвили, О. Ермолаева, А. Шариков, М. Федотов, Г. Юшкявичюс, В.Лившиц и другие. Предложения вещательного сообщества будут «напрямую» представлены в правительственной комиссии по телерадиовещанию, в состав которой также вошли Э.Сагалаев и А.Малинин.
Как отметил в заключение Президент НАТ Э.Сагалаев, «прежде всего во время круглого стола вещатели предложили упразднить понятие «социальный пакет» и ввести понятие «пакет свободного доступа». Теперь нужно определиться с гарантиями для населения, чтобы оно не было ущемлено в своих правах на получение бесплатного телевидения».
Пресс-служба НАТ