Пятилетие «Нашего радио» в Санкт-Петербурге было отпраздновано с должным для такого события размахом и добрым пафосом. Пять сцен – по количеству лет – предложили организаторы искушенным и не очень зрителям. Шаг насколько смелый, настолько и рискованный – прецедентов такого масштабного мероприятия я лично вспомнить не могу. В итоге зритель, который хотел объять необъятное, должен был проявить завидное здоровье, совершая забеги между площадками.
Здоровья же не у всех хватало, учитывая количество алкоголя и клубы табачного дыма, с которым едва справлялась как вентиляция «Юбилейного», так и ветерок возле открытых сцен. Однако именно такой формат позволил собрать такое количество участников в столь сжатые сроки.
На Свободной сцене, выступление на которой началось еще в четыре часа дня, пытались заявить о себе, в основном, начинающие команды. Столь раннее начало можно поставить организаторам только в плюс: к моменту, когда начали стягиваться тяжелые танки отечественного рока, смотреть на «вес пера» мало кто остался бы. Основное действо разворачивалось уже за билетным контролем после семи вечера.
Принцип распределения участников по сценам для меня лично остался загадкой. В определенный момент хотелось быть одновременно в двух местах. Например, на Малой сцене, где Егор Летов предстал в неожиданно легкомысленной майке, что обязательно должен был отметить канал MTV. Или на Открытой сцене, где под вечерним небом пел похожий на черта Евгений Федоров и текиловым джазззом.
Основные события разворачивались на главной площадке, шоу на которой начали «Чиж и Компания». Без какого-либо раскачивания, многочасовых саундчеков – просто вышли, сыграли так, что зал взвыл, забыв обо всем.
Фестивальное выступление – не полигон для отработки новых программ, поэтому прозвучали старые, проверенные временем хиты, во время которых можно было спокойно отключать микрофон Чижа: зрители бы поддержали.
«Пилот», который должен был играть первым, вышел на сцену за Чижом. Их выступления всегда похожи одно на другое, поэтому чего-то оригинального ждать не приходилось, хотя отработал Черт как всегда мощно.
«Смысловые галлюцинации» также не показали новых песен. Поведение Бобунца на сцене вызывало подозрение на то, что название группы активно претворялось им в жизнь не задолго до выхода – таким смешным и улыбающимся он был. «Розовые очки» и прочие хиты – профессионально, мощно, но без особой изюминки.
«Ю-Питер» заставил лично меня вспомнить начало 90-х: БКЗ, сольник «Наутилуса», Бутусов на сцене, тысячи пар глаз ловят его взгляд, но глаза кумира закрыты, он весь в образах, о которых поет.
Сегодня в группе «Ю-Питер» проглядывает все тот же «Нау». И все та же наутилосовская фишка, когда одна песня плавно переходит в другую.
Группа «Ночные снайперы» для меня как была, так и остается дуэтом Арбениной и Сургановой. «Ночные снайперы» без Сургановой – это Арбенина-бэнд, все что угодно другое, но не та очаровательная и добрая команда, которая когда-то была известна только в узких околомузыкальных кругах Питера. Потом произошел грандиозный прорыв на большую сцену и неожиданный разрыв. С тех пор «Ночные снайперы» закончились для многих. Появившийся же позже проект «Сурганова и оркестр» вызвали совершенно иные эмоции. Во-первых, вновь появился тот, «снайперский» звук. Во-вторых, вернулась «снайперская» лирика. При всем уважении к Арбениной… «Оркестр» сумел раскачать даже ультраконсервативных алисоманов, энергия Сургановой сшибала с ног дюжих секьюрити.
Девочки в зале плакали в сторону импозантного гитариста.
Очевидно, что это был пик действа на большой сцене.
«Уматурман» не выступила. Девочки, пришедшие в себя, уже вскинули руки в приветственных жестах близкого экстаза, когда началось то, что опытный зритель мог предсказать еще накануне. Интересно, кто придумал поставить в плэйлист «Алису» последним слотом? На сцену полетели бутылки, зажигалки и весь мусор, который подогретый алкоголем зал, мог найти в пределах досягаемости. В принципе, нельзя сказать, что данное шоу исходило ото всех зрителей или даже большей их части. Но, понятно, что от самой активной. Организаторами было принято единственно правильное в данной ситуации решение – на сцену вышла «Алиса».
«Седьмая глава» Майка, прочие давно вызубренные наизусть боевики… Обязательный антураж из «коз», поз Кинчева и его бешенного напора. Можно любить «Алису» или ненавидеть, но не признать высочайшего профессионализма нельзя. Просто так уже третье поколение фанатов не будет забивать залы.
Отмечу только, что это нельзя сказать о группе «Уматурман». В конце концов, на одном из байкерских фестивалей устроителям пришла в голову пригласить помимо «Мастера», «Черного обелиска»… Валерию! Но та мужественно допела свои две песни под градом из пивных банок.
Или как поступил «Океан Эльзы».
Хотя их слот был предпоследним, газонезависимые соседи вышли на сцену, когда зал опустел уже на три четверти. И для тех, кто не побоялся закрытого метро, был устроен праздник.
Без лишних понтов и выказывания оскорбленной невинности «О.Е.» просто подарил слушателям маленький праздник.
Нарастающим итогом – можно просто поздравить «Наше радио» с юбилеем и, несмотря на некоторые накладки, с оригинальным и успешным фестивалем. Эксперимент с «мультиплексностью» можно признать успешным и достойным подражания. Шанс быть замеченным был предоставлен каждому. Кто как им воспользовался – его личное дело.
P.S. Победителем конкурса на лучшее поздравление "Нашего Радио" с 5летием стал Лебедев Алексей, приславший на конкурс следующее стихотворение:
Пять лет в эфире
на одной частоте
Русские песни
слушал везде.
Школу закончил,
пошел в универ.
С радио «Нашим»
каждый день пел.
Пел вместе с теми,
кто радует нас
Умными песнями,
здесь и сейчас.
Мне подпевали
и Шут и Король,
Кинчев, Кипелов
и Мумий Тролль,
Весь русский рок
зазубрил наизусть,
Часто терзали
и радость и грусть.
Но, не скучал
никогда и нигде,
На сто четвертой
я частоте.
В сей радостный час
им шлю свой привет!
УРА-А-А-А!
Нашему Радио Пять Лет!!!