04.05.2006 г. - Медиарынок ожидают серьезные перемены
Медиарынок ожидают серьезные перемены
Медиарынок ожидают серьезные перемены
В Южной Корее Интернет уже стал вторым по популярности источником информации. Подобные сдвиги уже в ближайшем будущем должны произойти и в других странах - слишком велико число молодых людей, которые предпочитают Сеть другим информационным ресурсам. Впрочем, Россию, судя по всему, научно-технический прогресс затронет одной из последних, и виной тому - агрессивная политика Кремля в медиасфере.
В среду были обнародованы итоги исследования, проведенного по заказу британского телерадиовещателя BBC, информационного агентства Reuters и американской организации The Media Centre. В течение марта-апреля этого года было опрошено в общей сложности 10230 человек в десяти странах мира: Великобритании, США, Германии, России, Индии, Индонезии, Египте, Нигерии, Бразилии и Южной Корее.
Из опроса следует, что пока важнейшим из СМИ во всех странах остается телевидение. Именно оно являляется основными каналом информации для 56 процентов опрошенных, при этом новостям на ТВ доверяют 82 процента. Для сравнения, у одного из древнейших медианосителей - газеты - результаты оказались гораздо скормнее: основным источником информации его назвал 21 процент респондентов, доверяли - около 70 процентов. У радио эти показатели составили 9 и 67 процентов соответственно.
В целом по миру Интернет пока только догнал радио - в качестве основного источника информации Сеть назвали 9 процентов опрошенных. Однако в некоторых странах глобальная паутина уже обогнала большинство конкурирующих носителей по популярности. Так, в Южной Корее только 41 процент респондентов узнает большую часть новостей из теленовостей. Для трети респондентов главным информационным носителем стал Интернет. Из газет последние известия узнают почти вдвое меньше - 19 процентов, лишь для 4 процентов окном в мир является радио.
Быстрый рост популярности интернет-ресурсов ожидает и другие страны. Каждый пятый опрошенный в возрасте от 18 до 24 лет уже сейчас заявляет, что узнает новости в основном из Интернета. Для сравнения среди респондентов в возрасте от 55 до 64 лет активных пользователей Сети лишь 3 процента. Впрочем, 35 процентов пожилых людей готовы узнавать новости из Интернета. Средний показатель по всем возрастным группам - 56 процентов.
Дает исследование ответ и на вопрос, почему люди отказываются от привычных носителей информации. Существует несколько сильных раздражителей. Во-первых, характер информации. Чуть меньше половины респондентов говорят, что не получают из СМИ интересующие их сведения. Шесть из десяти человек заявили, что журналисты сообщают слишком много негативных новостей. Особенно много негативной информации передают бразильские СМИ (так считают 80 процентов опрошенных). Далее следуют южнокорейские (69) и американские СМИ (68).
Во-вторых, многим не нравятся ценности, на которые опираются журналисты при оценке тех или иных событий. Каждый второй считает, что журналисты преувеличивают значение западных ценностей. В то же время большинство опрошенных хотели бы, чтобы журналисты придерживались "западных" стандартов при изложении информации, старались объективно рассказывать новости и учитывали интересы всех сторон.
И наконец, у многих читателей газет и журналов, зрителей телеканалов существуют серьезные опасения относительно независимости журналистов. Большинство опрошенных (46 процентов) уверены в том, что СМИ жертвуют объективностью в угоду собственникам. Лишь 42 процента уверены в обратном. Более половины (57 процентов) считают, что власти ущемляют свободу слова. В итоге, четверть потребителей по всему миру в прошлом году хотя бы раз сменили основной источник информации, разочаровавшись в его объективности. Три четверти опрошенных обращались сразу к нескольким СМИ, желая проверить новости.
Критикуя масс-медиа, большинство пользователей тем не менее не представляют мир без них. В большинстве исследованных стран граждане предпочитали верить скорей журналистам, нежели чиновникам. Например, в Нигерии СМИ доверяют 88 процентов жителей, и только 34 процента верят правительству. Похожие результаты были зафиксированы в Индонезии (86 и 71) и Индии (82 и 66). Лишь в трех странах СМИ пользуются меньшим авторитетом, чем правительство. В Соединенных Штатах чиновникам доверяют 67 процентов американцев, на 8 процентов больше, чем журналистам. В Великобритании эти показатели составляют 51 и 47 процентов, в Германии - 48 и 43 процента соответственно.
Исследователи обратили внимание на то, что степень доверия граждан к правительству и СМИ оказалась в прямой зависимости от уровня развития экономики. Любопытно, что Россия не попала в компанию развитых стран - наши соотечественники доверяют СМИ больше, чем правительству (58 против 54 процентов).
Впрочем, только одного доверия недостаточно для бурного развития в России интернет-СМИ. А остальные раздражители, которые подталкивают читателей по всему миру искать новые источники информации, у нас явно ослаблены. Лишь треть россиян (меньше, чем где-либо) считает, что в медийной сфере влияние Запада слишком велико. Только 9 процентов (тоже самый низкий показатель) доверяют международным СМИ больше, чем собственным. А 63 процента уверены, что могут получить любую необходимую информацию. Больше половины опрошенных (54 процента) уверены в том, что российские СМИ сообщают объективную информацию, а 64 процента считают, что отечественные журналисты дают высказаться всем заинтересованным сторонам. (Для сравнения, в США эти показатели составляют 51 и 29 процентов, в Великобритании - 51 и 32 соответственно).
На первый взгляд, более чем странные цифры для страны, в которой крупнейшие СМИ находятся под контролем государства, а 90 процентов новостей на центральных каналах отданы под позитивные новости о правительстве. Однако все вопросы отпадают, если посмотреть на то, какие СМИ пользуются успехом у россиян. По данным исследования, наши соотечественники доверяют "Первому каналу" (36 процентов), НТВ (16), РТР (15), газетам "Аргументы и факты" (6) и "Комсомольская правда" (3). Ни одно из этих СМИ не является оппозиционным.
Вести с полей и подробный дайджест добрых деяний кремлевских небожителей, в которые давно превратились новости на телевидении, грязное белье звезд вперемешку с мистикой и криминалом, о чем рассказывают крупнейшие таблоиды, - все это вполне устраивает россиян. А раз так, то зачем им отправляться за новостями в Интернет?
Андрей Ломкин