24.04.2006 г. - "Газпром" купил "Комсомольскую правду" и сделал предложение о покупке другим крупным издателям
"Газпром" купил "Комсомольскую правду" и сделал предложение о покупке другим крупным издателям
"Газпром" купил "Комсомольскую правду" и сделал предложение о покупке другим крупным издателям
В четверг стало известно о том, что "Газпром" покупает "Комсомольскую правду". И это, похоже, только начало. Вслед за КП под контроль газового монополиста могут перейти еще несколько крупнейших российских издателей. Если "Газпрому" удастся вытеснить частный капитал из газетного бизнеса, то на идее четвертой власти, когда сильные независимые СМИ контролируют чиновников, можно окончательно поставить крест.
О том, что крупнейшее и одно из самых влиятельных российских изданий, а вместе с ним "Советский спорт" и "Экспресс-газета" в ближайшем будущем перейдут под контроль "Газпрома", в четверг сообщили "Ведомости". Как стало известно изданию от источника, близкого к сделке, нынешний владелец КП медиа-холдинг "Проф-медиа" договорился с газовой монополией о том, на каких условиях уступит ей газету. Теперь сделку должна одобрить антимонопольная служба. В КП, "Проф-медиа" и норвежской компании A-Рressen, владеющей 25 процентами акций таблоида, от комментариев отказались. А в компании "Газпром-медиа" заявили: "сделки на сегодняшний день нет, она не совершена", - что сложно рассматривать как опровержение информации "Ведомостей". Подтвердили сведения издания и топ-менеджеры крупнейших российских издательских домов.
Близкий к сделке источник настаивает на том, что речь идет о продаже более 50 процентов акций КП, но затрудняется назвать сумму сделки. Сильно расходятся в оценках и эксперты. По их мнению, газета может стоить от 130 до 300 миллионов долларов. Разброс в оценках связан с тем, что речь не идет о коммерческой сделке. Издание покупается как инструмент влияния перед грядущими выборами, а значит, и цена будет договорной и, скорей всего, высокой. По крайней мере, в прошлый раз, покупая "Известия", "Газпром" не мелочился и за 51 процент акций издания с выручкой в 12 миллионов долларов отдал 25 миллионов долларов (такую сумму газовый монополист указал в отчете за прошлый год, однако гендиректор "Проф-Медиа" Рафаэль Акопов до сих пор отказывается подтвердить ее).
В отличие от "Известий", КП - это хорошо работающий бизнес. По данным TNS Gallup Media, в 2005 году издание собрало около 15 процентов всей газетной рекламы, на которую, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в прошлом году было потрачено 290 миллионов долларов. Последние годы тираж издания ежегодно рос процентов на 15. Однако едва ли только этими цифрами руководствовался "Газпром", делая предложение о покупке.
"Комсомолка" - одна из самых читаемых российских газет. Аудитория одного номера издания достигает почти 10 миллионов человек, а средний тираж одного номера — 4 миллиона экземпляров. И в отличие от "Коммерсанта", который, по сведениям участников рынка, в ближайшем будущем также может отойти "Газпрому", влияние КП не ограничивается МКАД. Сейчас газета печатается в более чем 70 городах. В последнее время издание сильно изменилось, сделав ставку на массовость. И все-таки полностью от освещения политических и экономических новостей КП не отказалась.
"Комсомольская правда" давно не участвует в информационных войнах, а последовательно защищает Кремль. Но если до сих пор издание выступало в роли довольного всем статиста, то теперь велика вероятно того, что оно станет активным носителем государственных идей. А это значит, что кремлевские пиарщики смогут дотянуться до аудитории, которая считает федеральные новости слишком скучными, предпочитая им сплетни о жизни звезд и леденящие кровь криминальные истории.
Пока власть расчищала медиаполе от политизированного капитала, понять ее было можно - ну, неприятно это, когда тебя ежедневно за дело и просто так "мочат" с экранов телевизоров и страниц газет. Но то дела давно минувших дней. Сдался даже Березовский - в январе продал "Коммерсант" Патаркацишвили, а тот сразу выставил издательский дом на продажу.
Владимиру Потанину удалось создать один из самых успешных медийных холдингов. В последние годы "Проф-медиа" активно развивает направления, связанные с развлечениями. Компания приобрела канал "2х2", журналы "Афиша" и "Большой город". Среди приоритетных направлений называется Интернет и мобильные устройства. Однако все это, как объяснял в интервью в апреле гендиректор "Проф-медиа" Рафаэль Акопов, делалось для того, чтобы бизнес стал более устойчивым. "Когда у вас один из сегментов существенно доминирует над всеми остальными, это создает нестабильную ситуацию", - объяснял Акопов. По его словам, в этом году процесс диверсификации был завершен, а газеты перестали быть основным активном. Никаких особых планов по выходу из газетного бизнеса у "Проф-медиа" не было. "У нас в компании любой из активов в какой-то момент может быть продан. И "Комсомольская правда" — не исключение", - объяснял в интервью "Ведомостям" Акопов.
Но "Газпрому", судя по всему, очень нужна "Комсомолка", да и не она одна. Пресс-секретарь "Газпром-медиа" Ирина Зенкова в четверг заявила, что в настоящее время компания ведет переговоры практически со всеми крупными издательскими домами. Правда, "это не значит, что мы собираемся купить весь медийный бизнес России", уточнила Зенкова в интервью РИА "Новости", процитированном большинством электронных российских изданий. Тем не менее, не исключено, что вытеснение частного бизнеса из медиаиндустрии продолжится.
Когда исчезла независимая журналистика с телевидения, многие сильно растроились, но быстро утешились газетами и Интернетом. Если под контроль Кремля перейдут и газеты, то утешаться будет уже нечем: интерет-издания слишком молоды, чтобы стать полноценной заменой печатным СМИ. Конечно, "Комсомольская правда" - это не New York Times и даже не Sun, а "Коммерсант" не Washington Post. Однако пока на газетном рынке остается частный капитал, велика вероятность того, что рано или поздно и в России будут сильные независимые СМИ. А покинув этот рынок сейчас, инвесторы могут и не вернуться - зачем им стагнирующий сегмент? И это будет катастрофа. Ведь именно газеты во всем мире являются основными "грязекопателями". Радио, телевидение и Интернет - это тяжелая артилерия, которая превращает сенсации в скандалы. Нейтрализация газет приведет к разрушению медийной системы.
Андрей Ломкин