22.12.2024, воскресенье |
28.02.2006 г. - Елена Фанайлова: "А не хватает мне на радио телевидения"Елена Фанайлова: "А не хватает мне на радио телевидения"
Елена Фанайлова: "А не хватает мне на радио телевидения"
Елена Фанайлова рассказывает о "Радио Свобода". Года три назад по долгу службы мне нужно было переслушать Галича. Записи его выступлений на "Радио Свобода" (песни с авторским комментарием) лежат у нас в пражском архиве. Коллеги прислали полтора часа. Этот звук прикопан у меня на дне компьютера, обращаюсь к нему редко, потому что впечатления обычно довольно сильные. Галич, как свидетельствуют очевидцы, никогда не писал текст, он импровизировал в студии. Возможно, его рассказы - это «пластинки» ахматовского типа: о сосланных в Караганду генеральских дочках, о том, как в каких-то подмосковных кустах они с товарищами ловили на всех волнах и на всех языках, кроме русского, сообщения о вторжении советских войск в Чехословакию. Как известный деятель кино, он много ездил по стране и много чего видел. В мире бесконечного мелькания тв-глянцевых картинок и звуковых обрывков записи Галича означают нечто отличное от других. Там, в этих его восьми-десятиминутных звуковых фрагментах, есть удивительно длинное дыхание истории, которое автор-исполнитель-рассказчик еще и как бы специально удлиняет – раскатистым «р», паузами, провисающей интонацией, тянущимися за гласными легочными хрипами изрядно курящего и выпивающего человека, немножко советского барина, который почему-то был внезапно и навсегда поражен стыдом, и этот стыд исказил его голос до ясно слышимого сострадания, почти мучительного. Этот стыд создает конструкцию, которую заполняет, как воздух, объем исторической памяти. Человек этот вне своей воли выражает большой стиль. Возможно, последние проявления этого стиля, дикой энергии музыки русской революции, достигшей шестидесятых лет. Черты этого стиля до сих пор сохраняются, хоть и не без серьезных потерь, на "Радио Свобода". Оно пытается сохранить воздух большого, важного высказывания, соответствуя времени быстрых решений. Время выражает себя в разных формах. В звуке радио, как, рискну сказать, в музыке - время проявляется ритмически. Радио интересует меня как эфирный поток, как континуум. Встаю расслабленный с постели. Радио с такой долгой и непростой историей, как "Радио Свобода", не может не быть несколько архаичным. Оно медленно реагирует, оно перепроверяет информацию, оно звучит довольно старомодно. Оно из последних сил сохраняет грамотную русскую речь, не хамит народу в эфире и не употребляет сомнительных выражений. Оно похоже на английский френч произвольного года выпуска, элегантный в любую погоду. Вряд ли стоит радикально менять дизайн подобной доброкачественной вещицы. Вот и портняжки, которые пошивают плащики Burberry, в двухтысячные сделали всего одну розовую и одну, кажется, пятнистую коллекцию, а в следующем сезоне вернулись к обычным цветам и крою. Думаю, что работа на РС – это приверженность консервативным ценностям. Здесь менеджмент американского типа корректируется европейским расположением главного дома радио и российским «авось», деятельность военного корреспондента считается безумно элегантной, в курилке обсуждаются вопросы госбезопасности, философии и религии, не брезгуем мы и кремлевскими тайнами. •• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов. ••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ. Полная версия новости на основном сайте OnAir.ru Опубликовано: 28.02.2006 г. - OnAir.ru - 595 На главную |