17 февраля 2006 года Национальная ассоциация телерадиовещателей совместно с Кафедрой ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности провела дискуссию на тему "Перспективы совершенствования коллективного управления авторскими и смежными правами на ТВ и радио". В ней участвовали представители профильных министерств и ведомств, телерадиокомпаний, авторско-правовых и других организаций. В рамках данного круглого стола обсуждались как практические вопросы сбора вознаграждения в аудиовизуальной сфере в пользу обладателей авторских и смежных прав, включая разработку принципов единой тарифной политики, так и была предпринята попытка выработать согласованную позицию всех заинтересованных участников, действующих в этом сегменте рынка. Модератором круглого стола выступил профессор М.А.Федотов, руководитель Кафедры ЮНЕСКО.
Из предыстории проблемы
Проблема защиты интеллектуальной собственности в электронных СМИ по-прежнему остро стоит перед российскими вещателями. Как известно, в июне 2005 года НАТ уже проводила круглый стол "Защита интеллектуальной собственности в электронных СМИ". Тогда были обозначены параметры конфликта между вещателями и обществами, управляющими авторскими и смежными правами на коллективной основе. Его суть в том, что подобных организаций, претендующих на отчисление вознаграждения (роялти) за использование телерадиокомпаниями авторских произведений и фонограмм, возникло на российском рынке немало. В дискуссии полугодичной давности были обозначены и оптимальные, по мнению вещателей, тарифы отчислений - 3% от дохода вещательной деятельности - цифра для большинства телерадиокомпаний нормальная. За рубежом такие ставки значительно выше. Роль некоего арбитра в урегулировании этих взаимоотношений тогда попыталось взять на себя Министерство культуры и массовых коммуникаций, предложив создать перечень организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами, которые должны пройти аккредитацию в министерстве и доказать свою прозрачность.
Прошло полгода, и второй круглый стол на ту же тему должен был, по сути, прояснить, что сделано за это время, и, возможно, наметить пути продвижения ситуации в этой сфере. Забегая вперед, однако, стоит сказать, что и данная проблема весьма непростых взаимоотношений между вещателями и организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами сохраняет свою актуальность. Хотя со стороны Министерства культуры и массовых коммуникаций за это время было сделано немало, чтобы ее разрешить. Однако в результате бурной дискуссии второго круглого стола подходы к консенсусу были все-таки обозначены. Но это только подходы, их еще нужно воплотить в правила, единые для всех, где главный вопрос - кому и сколько платить будут телерадиокомпании, чтобы авторские и смежные права в сфере вещания на российской территории не нарушались.
Миссию урегулирования этих взаимоотношений отныне полностью возьмет на себя Национальная ассоциация телерадиовещателей - к такому выводу пришли участники состоявшегося круглого стола. В поисках консенсуса все взоры теперь обращены к НАТ - и самих вещателей, и представителей организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами (это РАО, РОУПИ, РОСП, РФА, РАПАС). Во время круглого стола представители Министерства культуры и массовых коммуникаций, "не имеющего ни законных, ни моральных прав урегулировать данный конфликт" также обратилось к НАТ с данной просьбой.
Три аспекта темы
Состоявшийся круглый стол можно условно подразделить на три части. На некую вводную, представительную часть, очерчивающую векторы развития проблемы, и две самостоятельных, дискуссионных, одна из которых была посвящена коллективному управлению авторскими правами, а другая - смежными правами.
Основную направленность дискуссии задал Л.Н.Надиров, заместитель министра культуры и массовых коммуникаций РФ. Открывая круглый стол, он подчеркнул, что "политика, проводимая министерством, обращена к улучшению качества жизни человека, и при обсуждении вопросов в сфере авторских и смежных прав ключевой фигурой должен быть правообладатель, на интересах которого мы должны сосредоточить свои усилия". Он рассказал о работе экспертного совета, действующего в рамках Минкультуры, о разработанных проектах нормативно-правовых актов по борьбе с контрафактной продукцией, включая и фонограммы, об участии в работе правительственной комиссией по интеллектуальной собственности, а также о подготовленном проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". "Позиция Министерства культуры и массовых коммуникаций абсолютно прозрачна, - отметил Л.Н.Надиров, - и все нормативно-правовые акты, над которыми мы работаем, включая Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон об авторском праве", вывешены на сайте".
Действующий Закон "Об авторском праве и смежных правах", принятый в 1993 году, в который не раз вносились изменения, подлежит пересмотру. Об этом не раз говорилось во время круглого стола. Но полностью ли использован его потенциал? Эту тему затронул М.В.Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, призвав всех собравшихся к откровенному разговору. "Мы должны предельно откровенно поговорить о практике и стиле работы организаций, действующих в этой сфере, - отметил он. - Обсудить, как работают региональные представители этих организаций, насколько высок их профессиональный уровень, как складываются взаимоотношения между вещателями и этими обществами, включая также предложения, исходящие от РАО в плане заключения договоров и ставок по этим договорам. Тогда, думаю, мы неизбежно выйдем на тему совершенствования положений Закона "Об авторском праве и смежных правах". По мнению руководителя Федерального агентства, это как раз один из тех законов, который будет меняться постоянно.
М.В.Сеславинский также подчеркнул, что нужно разработать механизм государственной аккредитации организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами, выработать правила и требования к таким организациям. "Чем точнее мы сформулируем требования к организациям, которые достойны государственной аккредитации, тем легче будет задача законодателя и федеральных органов исполнительной власти, которые такую аккредитацию будут осуществлять", - этими словами он заключил свое выступление.
Президент НАТ Э.М.Сагалаев напомнил собравшимся о круглом столе на ту же тему полугодичной давности и прокомментировал текст письма, поступившего в НАТ от Министерства культуры и массовых коммуникаций накануне заседания круглого стола. В письме, в частности, говорилось, что "Министерство культуры пока не может назвать сертифицированную организацию по авторским правам, которая могла бы иметь некоторые преимущества перед другими обществами в работе с вещателями".
"С одной стороны, жаль, что мы не смогли получить уведомление о наиболее цивилизованных структурах, имеющих более законные основания на работу с вещателями, - отметил президент НАТ. - Но с другой - есть вполне понятные причины, почему министерство этого сделать не может: оно не обладает достаточной законодательной базой". И потому, считает Э.М.Сагалаев, в данный момент нет другого варианта, как сообща вырабатывать правила и нормы взаимоотношений между вещателями и представителями организаций по коллективному управлению, а также пытаться достигнуть консенсуса в отношении процентной ставки в сфере авторского права и смежных прав. Он также подчеркнул, что "мы будем собираться до тех пор, пока не придем к каким-то правилам игры, которые станут общепринятыми". Тем более, что НАТ отстаивая интересы вещателей, всегда была лоббистской организацией, а теперь возможности в этом плане возросли. В частности, по словам Э.М.Сагалаева, в Общественной палате вопрос об авторских и смежных правах обсуждался и теперь рассматривается возможность создания рабочей межсессионной группы по сохранению интеллектуальной собственности, а это тоже дополнительный лоббистский ресурс. "Общественная палата тоже сможет выступить и в роли эксперта, и лоббиста, и помощника, и в какой-то мере третейского судьи по вопросам охраны авторских и смежных прав", - подчеркнул президент НАТ.
То, что вопросы, связанные с сохранением авторских и смежных прав, всегда имели глобальный аспект, а теперь, в связи с развитием глобального информационного общества они и вовсе перестали быть достоянием одной страны, - на этот аспект проблемы обратил внимание участников круглого стола Мариус Лукошюнас, советник по коммуникации и информации московского бюро ЮНЕСКО. Он напомнил, что ЮНЕСКО всегда настаивала на балансе интересов правообладателей и пользователей в этой сфере, проводя в области авторского права множество исследований, и учредило даже Всемирный день книги и авторского права, который отмечается 23 апреля. В России ЮНЕСКО придает большое значение образованию в области авторских прав: в этих целях разработана специальная учебная программа по авторским и смежным правам, которой пользуются во всех странах СНГ. При содействии ЮНЕСКО создана Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности, являющаяся одним из организаторов этого круглого стола. Свое выступление представитель ЮНЕСКО в Москве закончил словами испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета: "Порядок в обществе нельзя навязать извне - это деликатный баланс, который можно установить только изнутри". Эти слова и стали точкой отсчета к началу дискуссии.
Цифры и факты
Этот круглый стол проходил в дни, когда пришла весть о том, что ушел из жизни замечательный российский композитор Андрей Петров, который был президентом Российского авторского общества (РАО). И участники дискуссии почтили его память минутой молчания. О становлении и деятельности РАО рассказала Е.В.Ананьева, заместитель председателя Правления РАО. В настоящее время эта организация является лидером среди аналогичных обществ и представляет интересы более 18 тыс. российских авторов и правопреемников авторов. Кроме того, РАО заключило 156 лицензионных соглашений с 66-ю странами о взаимном представительстве интересов зарубежных авторов. Однако, по словам Е.В.Ананьевой, в начале деятельность РАО развивалась сложно, и на протяжении полутора лет, начиная с 1993 года, организация никак не могла найти понимания у российских вещателей. "Многие представители СМИ не совсем понимали, почему сложилась такая ситуация, что нужно выплачивать авторское вознаграждение". Порой это продолжается и поныне. А первое лицензионное соглашение РАО заключило с радиостанцией "Европа Плюс". По словам представителя РАО, "положительную роль в этом сыграло то, что радиостанция являлась совместным предприятием: французские учредители, зная о том, что нужно соблюдать нормы действующего законодательства, приняли правильное решение, и было подписано первое лицензионное соглашение".
Большую помощь в цивилизации этого сектора рынка, подчеркнула Е.В. Ананьева, сыграла НАТ - в 2000 году РАО подписало генеральное соглашение с Ассоциацией и благодаря этому соглашению удалось найти взаимопонимание с вещателями, а также выработать размеры ставок авторского вознаграждения. "К сожалению, - отметила представитель РАО, - это соглашение истекло в 2004 году, но я надеюсь, что процесс взаимоотношений и взаимодействия между РАО и НАТ выйдет на новый уровень развития". В российской отрасли телерадиовещания сегодня работает 2452 компании, а по состоянию на 1 января 2006 года у РАО заключено 1333 лицензионных соглашения , в том числе с 59 компаниями эфирного вещания, 91 компанией кабельного, 630 радиокомпаниями и 21 кабельной радиокомпанией. В части распределения и выплаты вознаграждения деятельность РАО прозрачна, это не раз отмечалось во время круглого стола, и в течение последних пяти лет ежегодно публикуется годовой отчет, где приводятся собранные денежные средства, а также суммы, выплаченные авторам, включая иностранные авторско-правовые организации.
Позицию медийного сообщества во многом прояснил А.В.Полесицкий, генеральный директор Европейской медиагруппы. Прежде всего, он заметил, что стоит различать авторские и смежные права, т.к. даже во властных структурах в этом плане происходит некоторая путаница. По его мнению, для многих вещателей "РАО сегодня является основным и фактически исключительным партнером в этой сфере, и преимущество этих взаимоотношений заключается в том, что они стабильны". Однако медийное сообщество не однородно и есть такие организации, которые до последнего стараются не выплачивать авторское вознаграждение. Он также подробно остановился на процентных ставках этих выплат, признав, что 3% от дохода вещательной деятельности - цена, по сути, оптимальная для российского медиарынка. Но это максимум, на что могут согласиться российские вещатели, хотя за рубежом эти процентные ставки значительно выше.
Однако особое беспокойство его как руководителя, других коллег по вещанию вызывает рост на рынке организаций, занимающихся управлением авторскими правами в пользу отдельных авторов. Такие организации, даже не предъявляя каталог, также претендуют на аналогичные выплаты. Поэтому у вещателей остается один путь - оставлять в эфире произведения тех авторов, чьи интересы представляет РАО, а других не давать в эфир. Единственный цивилизованный выход из сложившегося положения, по мнению А.В.Полесицкого, выбрать какую-то одну организацию, которой перечисляется единая процентная ставка - 3%, а она, в свою очередь, урегулирует взаимоотношения с другими обществами. Для выбора можно было бы проводить тендер между организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами.
Проблемная зона
Если ситуация в сфере коллективного управления авторскими правами более или менее ясна, - истоки развития этого вопроса уходят в историю, то область смежных прав для коллективного управления является реальной проблемной зоной. Причем, не только для России, но и, например, для Германии, где кроме общества ГЕМА, собирающего немало средств в области авторского права, есть еще 5 организаций по коллективному управлению смежными правами, которые тоже с трудом находят консенсус. Об этом рассказал профессор И.А.Близнец, председатель Комитета по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты РФ.
"Сегодня у нас есть в этом плане четкая позиция вещателей и представителей РАО, а работа в области авторских прав ведется с 1993 года. Однако такие взаимоотношения полностью отсутствуют в области смежных прав. И только объединение усилий всех заинтересованных сторон, включая авторско-правовые организации, позволит решить эту проблему", - отметил представитель ТПП РФ. Он также обратил внимание на проблему, связанную с расширением объемов вещания в связи с появлением новых средств связи и телекоммуникационных технологий.
Учитывая, что смежные права, как отметил И.А.Близнец, фактически появились в России в 1992 году, то в этой сфере первая проблема касается правового регулирования, а вторая относится к организационным вопросам, которые предстоит решать. Действовать надо путем создания неких пулов, которые объединяли бы общества по смежным правам, с тем, чтобы договорные отношения выстраивались непосредственно между крупной структурой и телерадиовещателями, а также другими пользователями. Если к вещателю приходит несколько организаций, то он не будет подписывать ни с одной из них договор, что, собственно, и происходит. В настоящее время Россия руководствуется единственным полноформатным международным договором, регулирующим эту сферу - Римской конвенцией, которая регулирует вопросы прав артистов-исполнителей, прав вещателей и прав производителей фонограмм. В 2003 году Россия присоединилась к Римской конвенции, хотя по охвату ее не сравнить с Бернской конвенцией, регулирующей отношения в области авторских прав. Если к Римской конвенции присоединились чуть более 60-ти государств, то к Бернской конвенции - более 180 государств.
Некой иллюстрацией сложных взаимоотношений в области смежных прав стали, в частности, выступления руководителей Российской фонографической ассоциации (РФА), Российского общества по смежным правам (РОСП) и Российского общества по управлению правами исполнителей (РОУПИ). После долгого обсуждения взаимных претензий они согласились с тем, что Национальная ассоциация телерадиовещателей выступит в роли арбитра в урегулировании их взаимоотношений. Как отметил профессор М.А.Федотов, "мы достигли прекрасного результата, когда наметились подходы к консенсусу между двумя спорящими организациями, согласившимися вести переговоры с НАТ". А президент НАТ Э.М.Сагалаев подчеркнул: "В НАТ входят не только все ведущие российские телерадиокомпании, но и региональные сети, и основные холдинги в отрасли телерадиовещания, кроме того, в Правлении Ассоциации представлены все основные игроки на рынке вещания. НАТ готова содействовать развитию цивилизованного рынка в России и за ней дело не встанет, поскольку НАТ - это лоббистская организация, а также потому, что ведущие представители этого профессионального объединения - люди, сами занимающиеся развитием вещательного бизнеса".
Эти заключительные слова подвели итог достаточно бурной дискуссии. Однако в рамках состоявшегося круглого стола прозвучала информация, которая, возможно, в недалеком будущем сведет на нет многие проблемы в этой сфере. Речь шла об электронных технологиях в области управления защитой авторских прав - о новой технологической разработке, которую создала компания "Авторская платежная система" совместно с НИИР и ВНИИТР, а также Ассоциацией мобильной связи 3G. Эта программа предусматривает использование последних достижений, таких как электронная цифровая подпись, и позволяет регистрировать, будь то в эфире на телеканале или радиостанции, а также на мобильных телефонах, факт использования любого зарегистрированного музыкального произведения, обрабатывать эти данные и производить автоматический платеж непосредственно автору, соавтору либо владельцу имущественных авторских прав. Представители РАО выразили готовность познакомиться с этой разработкой, которая может оказаться полезной в осуществлении мониторинга за использованием охраняемых правом произведений, исполнений и фонограмм.
Пресс-служба НАТ