20.09.2024, пятница


09.02.2006 г. - В Москве реконструируют легендарную Шуховскую телебашню


В Москве реконструируют легендарную Шуховскую телебашню
В Москве реконструируют легендарную Шуховскую телебашню


Легендарная московская Шуховская телебашня уцелела после того, как в нее врезался самолет в 1939-м; ее не взорвали осенью 1941 года. Теперь ее намечено реконструировать. Пока не ясно, как это скажется на ее архитектурном облике - проект и его технико-экономическое обоснование сейчас дорабатываются…
В феврале 2006 года в Москве состоится конкурс по подбору инвестора на реконструкцию Шуховской башни на Шаболовке. Отныне она не будет использоваться как объект телерадиовещания, поскольку с этой функцией эффективнее справляется более высокая Останкинская телебашня.

Световое оформление башни будет устроено по аналогии с Эйфелевой башней в Париже: в будние и праздничные дни она будет разной. Проект предполагает капитальный ремонт конструкций башни, организацию смотровых площадок, а также создание на прилегающей территории развлекательной зоны. Рассматривается возможность строительства панорамного ресторана.
Критерии определения победителя, а также архитектурный проект и его технико-экономическое обоснование сейчас дорабатываются. Как сообщил генеральный директор ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"Геннадий Скляр, принять участие в реализации проекта выразили желание уже 4 компании. Называть их он не стал, сказав лишь, что они работают в области строительства, ресторанного и туристического бизнеса.
Ориентировочный размер инвестиций в реконструкцию Шуховской башни директор РТРС оценивает в 15-20 млн. долларов.

 Металлическая антенная башня на Шаболовке была построена в 1922 году. Проект ее разработал великий русский инженер Владимир Григорьевич Шухов.
Постановление о ее строительстве принял в 1919 году Совет Рабоче-Крестьянской обороны. Крайняя необходимость ее сооружения была вызвана тем, что построенная в Москве в 1914 году (в начале Первой мировой войны) Ходынская радиостанция не могла обеспечить передачу постоянно растущих объемов радиограмм из столицы. В постановлении отмечалось: "Для обеспечения надежной и постоянной связи центра республики с зарубежными государствами и окраинами республики поручается НКПиТ установить в чрезвычайно срочном порядке в г. Москве радиостанцию, оборудованную приборами и машинами, наиболее совершенными и обладающими мощностью, достаточной для выполнения указанной задачи".
На тихой пустынной улице Шаболовке, недалеко от Кремля, отвели небольшой земельный участок для строительства радиостанции. Здесь вскоре, в 1919 г. возвели три антенные опоры-мачты с деревянными стволами высотой по 150 м, которые поддерживались многоярусными наклонными стальными оттяжками. В том же году одну из мачт нечаянно задел почтовый самолет, и она рухнула на землю. Было принято решение на месте упавшей мачты построить металлическую свободно стоящую антенную опору-башню без оттяжек. Функции заказчика по организации проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию этого объекта были поручены НКПиТ.
Разработка проекта башни возлагалась на Народный комиссариат тяжелой промышленности, в составе которого в то время находилась организация "Стальпроммеханизация-союзстальмост". Один из проектных секторов этой организации в те годы возглавлял В. Г. Шухов.

Под руководством В. Г. Шухова за сравнительно короткий срок был разработан первый вариант металлической башни высотой 350 м - на 50 м превышавшей всемирно известную башню Густава Эйфеля, построенную в 1889 г. на Марсовом поле в Париже в связи с проведением Всемирной промышленной выставки.
В качестве основного несущего каркаса башни В. Г. Шухова предлагалось использовать ранее неоднократно применявшуюся пространственную сетчатую конструкцию в виде гиперболического параболоида. Башня должна была состоять из девяти гиперболических пространственных секций, установленных друг на друге и прочно скрепленных между собой в единую высотную систему. О своем проекте В. Г. Шухов докладывал специалистам НКПиТ. Многие эксперты отмечали оригинальность принятых конструктивных решений башни. Для ее возведения требовалось всего 2500 т металлических прокатных профилей, тогда как на строительство башни Эйфеля было израсходовано 7500 т стальных конструкций.
Первоначальные замыслы В. Г. Шухова реализовать не удалось. В тяжелых условиях гражданской войны и империалистической блокады строительство столь высокой башни оказалось трудно выполнимым делом - не хватало металла, средств, а главное времени. В. Г. Шухов вынужден был откорректировать свой проект. Вместо девяти секций осталось только шесть, а высота снизилась до 150 м. На возведение такой башни потребовалось всего 240 т металла, который выделили из резервных запасов военного ведомства.
По заключению экспертов уменьшение высоты башни до 150 м оказалось вполне приемлемым для обеспечения ранее заданной дальности радиопередач. В проект башни быстро внесли необходимые коррективы, не изменив первоначальной концепции и конструктивного замысла автора.

К большому сожалению, первоначальные варианты конструктивных разработок, техническая документация и статические расчеты элементов конструкции, а также рабочие чертежи деталей и узлов башни не сохранились. Тем не менее известно, что фундаментом Шуховской башни служит бетонная монолитная кольцевая плита со средним диаметром в плане 40,5 м. Толщина кольцевых железобетонных стен цоколя фундамента составляет всего лишь 50 см. Несмотря на сравнительно большую высоту сооружения, подошва кольцевого фундамента заглублена в грунт всего на 2,5 м ниже планировочной отметки земли.

На первую нижнюю секцию башни передаются все нагрузки от собственного веса конструкций, возможных гололедных отложений, а также максимальные изгибающие моменты от ветровой нагрузки. Нижние секции имеют более мощные поперечные сечения элементов каркаса. Средний диаметр нижнего опорного кольца равен 40,3 м, а верхний уменьшается до 32,3 м. Наклонные прямолинейные стойки каркаса образованы 48 взаимно пересекающимися парными элементами.

Аналогичное конструктивное решение имеют выше расположенные секции башни. Суммарная высота гиперболического каркаса башни составила 148,4 м. Она в ту пору стала самым высоким сооружением в стране, выше колокольни Ивана Великого в Кремле, имеющей высоту 80 м, шпилей Петропавловской крепости высотой 100 м и Адмиралтейства высотой 75 м в Петрограде.

Строительство башни велось комплексной бригадой верхолазов-смельчаков, состоящей всего из 22 человек. Несмотря на принимаемые меры по безопасному производству работ, в июне 1921 г. при подъеме очередной, четвертой, секции произошел перекос пространственного каркаса и металлические конструкции обрушились вниз, повредив смонтированные элементы следующих секций. Во время аварии погибли рабочие, производившие монтаж башни. Но строительство башни было продолжено.

19 марта 1922 г. Шаболовская радиостанция передала свои позывные, которые принимались в отдаленных городах и на окраинах республики, а также многими европейскими радиостанциями.

За разработку проекта оригинальной металлической башни и непосредственное участие в ее строительстве В. Г. Шухов был удостоен звания заслуженного деятеля науки и техники и многих других почетных званий, в том числе Героя социалистического труда (1932 г.). Он был почетным членом Академии наук СССР.

С Шуховской башней связаны первые шаги отечественного электронного телевидения. В 1936 г., когда приступили к созданию Московского телецентра, на ней было решено установить передающую телевизионную антенну. Рядом с башней построили технические здания, смонтировали технологическое оборудование, проложили необходимые кабельные линии к размещенной на самом верху башни передающей турникетной антенне. Для подводки телевизионного фидера к антенне по всей высоте сооружения дополнительно смонтировали металлическую ферму, а на отметках 141,7 м, 144,3 м и 148,4 м башни соорудили три горизонтальные технические площадки для установки технологического оборудования.
В конце 1937 г. с Шуховской башни начались опытные телевизионные передачи, а с марта 1939 г. приступил к регулярной работе Московский телевизионный центр (МТЦ) с разложением изображения на 343 строки.

В 1939 году в толстый трос, который был протянут под углом от вершины башни до земли врезался одномоторный самолет, летевший на малой высоте. Самолет начал разваливаться на куски и упал неподалеку во дворе жилого дома. Летчики погибли, но других жертв, к счастью, не было.
Башня получила сильный удар, но устояла благодаря удивительной прочности конструкции. Проведенная экспертиза показали, что ей даже не потребовался ремонт.

В 1941 г. в связи с начавшейся Великой Отечественной войной оборудование радиотелевизионной станции было демонтировано и эвакуировано из Москвы. С приближением немецких войск к столице металлические конструкции башни были заминированы и подготовлены для взрыва. Благодаря начальнику Инспекции электросвязи в Министерстве связи работал Александру Щетинину, взрыв произведен не был. Спустя три года, когда на Западе еще бушевала война, оборудование телецентра было возвращено в Москву.
Силами организаций Министерства связи, специалистов и многочисленных энтузиастов МТЦ на Шаболовке был восстановлен за короткий срок, и в День радио 7 мая 1945 г. в Москве состоялась первая послевоенная передача Московского телевизионного центра, которая была первой и в Европе.



• Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.
•• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов.
••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ.


Полная версия новости на основном сайте OnAir.ru

Опубликовано: 09.02.2006 г. - OnAir.ru - 820


  На главную

 Новости дня:
• «Живая струна» на «Радио Шансон»: группа «После 11»
• На «Пилот-радио» к 30-летнему юбилею пройдёт диджейский марафон
• Юлия Голубева: у аудитории нет запроса на воинствующий феминизм
• Эксперты прогнозируют рост рынка радиорекламы на 30%
• «Восток FM» принимает гостей: Wallem в шоу «Восточный экспресс»
Полная версия сайта

2000-2024 гг. © OnAir.ru - Наши контакты