06.02.2006 г. - Эффект масштаба. Рынок радио консолидируется: число игроков сокращается, размеры их растут
Эффект масштаба. Рынок радио консолидируется: число игроков сокращается, размеры их растут
Эффект масштаба. Рынок радио консолидируется: число игроков сокращается, размеры их растут
В столичном радиоэфире стало на одну станцию больше: 1 февраля на частоте 87,9 МГц начала работу новая радиостанция "Газпром-Медиа" "Сити-FM" - проект бывшего топ-менеджера НТВ Александра Герасимова и бывшего гендиректора радио MAXIMUM Михаила Эйдельмана ("МН" писали о нем осенью прошлого года). Это будет станция в формате all news - круглосуточное информационное вещание с 15-минутным шагом новостей. Как заявляют руководители "Сити-FM", приоритетными для них будут новости московского региона.
В жертву "Сити-FM" "Газпром-Медиа" принес "До-Радио", на частоте которого оно и будет вещать. Тихую и скромную станцию, транслировавшую только инструментальную музыку, любили многие слушатели. Вскоре эта же участь должна постигнуть другую станцию "Газпрома" - "Радио Тройка" 90,8 МГц. Название и контуры нового проекта в холдинге пока держат в тайне.
По части новых форматов в этом радиосезоне отличился медиахолдинг "ПрофМедиа". Во-первых, там наконец открыли радиостанцию "Русские песни" 98,8 МГц, частота под которую была выиграна еще два года назад. Новая станция явно тяготеет к шансону, что отражает традиционное для холдинга стремление делать ставку на проверенные форматы и концепции. И все же "Русским песням" еще предстоит доказать свою жизнеспособность. Успех же второй относительно новой станции "ПрофМедиа" - "Юмор FM" уже неоспорим. По данным "КОМКОН-Медиа", за немногие месяцы своего существования "Юмор" обогнал многих конкурентов и в декабре вплотную подобрался к десятке лидеров коммерческого вещания (опередив радио "Энергия" из своего же холдинга). Формат этого успешного проекта, чем-то напоминающего радиоверсию программы "Аншлаг", лишний раз доказывает неизменность пристрастий широкой аудитории. Скептики, правда, сомневаются в продолжительности этого успеха. Они полагают, что рано или поздно запас шуток и юморесок будет исчерпан. Как только "Юмор FM" начнет повторяться, рейтинги его поползут вниз.
В целом, нынешняя ситуация на рынке радио повторяет картину происходящего на всех прочих рынках СМИ: рынок переживает фазу поступательной консолидации. Эта тенденция впервые проявилась еще несколько лет назад, когда отдельные радиостанции стали превращаться в холдинги, наперебой покупающие существующие станции или открывающие новые. В прошлом году в этой гонке вырвалась вперед "Русская Медиа Группа", собравшая под своими знаменами шесть радиостанций. На втором месте тогда шел "Газпром-Медиа" с пятью станциями (правда, большую часть из них успешными пока не назовешь). На третьем - "ПрофМедиа" с четырьмя (последняя из них - "Русские песни" - заработала в декабре 2005-го). Теперь "Газпром-Медиа" сравнялся с РМГ, но в спину лидерам уже дышат новые игроки.
Недавно стало известно о том, что французский холдинг Le Gardere, владеющий станциями "Европа Плюс" и "Ретро FM", приобретает у фонда прямых инвестиций Warburg Pincus контрольный пакет "Радио 7 На Семи Холмах". Вместе с "Радио 7" французам достанутся питерские "Эльдорадио" и радио "Мелодия", а также московская станция "Мелодия" 89,9 МГц (отличающаяся от питерской), прикупленная "Радио 7" с явной целью увеличения капитализации (ее коммерческие перспективы пока неоднозначны). Приобретая московский офис "Радио 7", Le Gardere получает в управление и всю его региональную сеть. Таким образом, на рынке отечественного радио вот-вот появится еще один крупный игрок.
Правда, увеличение масштаба в этом бизнесе не всегда оправдывает экономические ожидания - умножение числа станций не влечет за собой автоматического увеличения доходов. И дело не только в том, что управлять четырьмя станциями труднее, чем двумя. Консолидация активов на рынке радио чаще всего ограничивается механическим объединением не всегда однородных бизнесов под одной управленческой моделью. Такой подход позволяет владельцу экономить на издержках, концентрируя интеллектуальный капитал, но не добавляет очков той или иной радиостанции. Слушателю абсолютно безразлично, какая компания ею владеет: французский Le Gardere или российский "Газпром" - станция просто нравится или нет. Именно это обстоятельство, в конечном счете, и определяет коммерческий успех того или иного проекта.
По слухам, выгодная покупка будет стоить Le Gardere 20 миллионов долларов. Консолидация активов - закономерный процесс для любого рынка, пережившего период бурного роста. На этой стадии покупка успешного конкурента становится одним из самых простых, хотя и недешевых способов увеличения доли его главных игроков. По мнению генерального директора "Русской Медиа Группы" Сергея Кожевникова, в ближайшее время на рынке российского радио останется лишь несколько крупных холдингов и не больше пары-тройки маргинальных одиночных проектов. (Рынок радио США, к примеру, пережил нечто подобное в 90-х годах прошлого века.) Эту точку зрения подтверждают последние приобретения наших "радиомагнатов", положившие конец давним спорам о том, позволительно ли относиться к такому общественно значимому явлению, как радио, исключительно как к бизнес-активу. На рынке уже произошло "разделение по интересам": коммерческое радио стало объектом свободной торговли, и само выбирает свой путь, государство защищает общественные интересы через собственные станции - "Маяк" и "Культуру". Хорошо это или плохо - уже другой вопрос.
Что касается творческих перспектив последней сделки, то можно предсказать, что формат успешного и популярного "Радио 7" едва ли претерпит серьезные изменения. Его новые владельцы слишком давно присутствуют на рынке, чтобы делать резкие и рискованные движения. А вот "Мелодия", еще не успевшая завоевать свою аудиторию, вполне может стать площадкой для экспериментов, чему способствует и универсальное, в сущности, название станции.