23.12.2024, понедельник |
30.12.2005 г. - Медиаолигархи. Зачем крупный бизнес скупает СМИ?Медиаолигархи. Зачем крупный бизнес скупает СМИ?
Медиаолигархи. Зачем крупный бизнес скупает СМИ?
В России 2005 год прошел под знаком слияний и поглощений в медиабизнесе. И главная тенденция — паломничество непрофильных инвесторов, которые вроде бы никогда не испытывали особой тяги к СМИ. Так, «Северсталь-групп» получила доли в двух телеканалах, совладельцы «Кузбассразрезугля» купили половину Издательского дома Родионова, акционером телекомпании Ren TV стал даже «Сургутнефтегаз». В России в медиабизнесе и раньше было немало непрофильных инвесторов. В империю Владимира Потанина входит холдинг «Проф-Медиа», объединяющий газеты и радиостанции с выручкой более $140 млн. Борис Березовский владеет издательским домом «Коммерсантъ», а владельцу НЛМК Владимиру Лисину принадлежит газета «Газета». Но в этом году их ряды пополнились в первую очередь за счет металлургов. По оценке управляющего директора Private Equity Кирилла Дмитриева, в 2005 г. на скупку СМИ было потрачено около $500 млн. Рафаэль Акопов из «Проф-Медиа» оценил объем сделок более чем в $600 млн. Существенная часть этих денег была потрачена в начале года, когда финский издательский дом Sanoma WSOY за 142 млн. евро купил Independent Media (издает Cosmopolitan, FHM, «Ведомости» и проч.). Летом началась череда сделок с акциями телеканала Ren TV, 30% которого в итоге достались немецкой RTL Group и по 35% контролируют «Сургутнефтегаз» и «Северсталь-групп». Эти акции обошлись им примерно в $150 млн. У «Северстали» в этом году появился еще один телеканал — вместе с банком «Россия» металлургическая компания стала совладельцем ТРК «Петербург», которая уже в январе поборется за лицензию на 41 частоту в российских регионах. Куда меньше денег потратила «Газпром-Медиа», которая летом купила за $25 млн. у «Проф-Медиа» 50,7% акций газеты «Известия». Через некоторое время появилась информация, что до конца 2005 г. монополия планирует выкупить у близкой «Лукойлу» компании «Медиа-Центр» оставшиеся акции газеты. Правда, планы остались невыполненными, и переговоры, скорее всего, будут продолжены в новом году. Позже «Газпром» сделал подарок Петербургу, купив на родине президента газету «Петербургский час пик». Что это — бизнес или благотворительность? По данным Национальной тиражной службы, средний дневной тираж «Известий» составляет 200 000 экземпляров, читательская аудитория, по оценке агентства TNS, — 357 000 человек. По словам одного из бывших топ-менеджеров газеты, совокупный доход «Известий» в 2004 г. от рекламы, продажи газеты и арендных сборов составил около $13–14 млн. Прибыли газета не приносит. Представители «Газпром-Медиа» утверждают, что будут делать из «Известий» прибыльный проект — в 2006 г. штат издания будет сокращен чуть ли не на половину, газета будет жить по новому бизнес-плану. Но при этом все в один голос утверждают, что это была «не рыночная» сделка. Например, руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин считает, что покупка сделана под будущие выборы, когда Кремлю понадобится монополия на «либеральные, но в меру» СМИ. По мнению Дмитриева из Private Equity, покупатели СМИ преследовали две цели консолидация перед выборами 2008 г. и потенциальный рост капитализации. "Наиболее интересным с точки зрения рентабельности остается телевидение, на втором месте глянец, на третьем — массовые «АиФ», «МК» и «Комсомольская правда», — считает он. Акопов из «Проф-Медиа» говорит, что большинство крупных сделок на рынке СМИ все-таки были чисто коммерческими: «Участие RTL в покупке телеканала Ren TV также говорит о наличии бизнес-контекста и в этой сделке». Но были сделки, которые эксперты не смогли отнести ни к одной из категорий. Например, покупка Издательским домом Родионова (журналы «Профиль», «Карьера», MoulinRouge/Max, «Домовой», "русская версия BusinessWeek) журналов «Компания» и «Крестьянка». А ИД «ОВА Пресс» продал журнал «Огонек» петербургскому «Телекоминвесту». Совладелец «Юкоса» Леонид Невзлин продал «Московские новости» украинскому медиамагнату Вадиму Рабиновичу, который позже переуступил ее российскому предпринимателю Аркадию Гайдамаку. А Борис Березовский продал «Независимую газету» Константину Ремчукову, помощнику Германа Грефа. •• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов. ••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ. Полная версия новости на основном сайте OnAir.ru Опубликовано: 30.12.2005 г. - OnAir.ru - 1336 На главную |