20.09.2024, пятница


15.07.2005 г. - Рекомендации "Средства массовой информации и терроризм" (приняты Парламентской Ассамблеей Совета Европы)


Рекомендации "Средства массовой информации и терроризм" (приняты Парламентской Ассамблеей Совета Европы)
Рекомендации "Средства массовой информации и терроризм" (приняты Парламентской Ассамблеей Совета Европы)


Рекомендации "Средства массовой информации и терроризм" /приняты Парламентской Ассамблеей Совета Европы/

1. Парламентская ассамблея Совета Европы считает, что терроризм не должен посягать на важное значение свободы выражения мнений и слова в средствах массовой информации, - свободу, которая является одним из основополагающих принципов демократического общества. Такая свобода предусматривает право общественности быть информированной в вопросах, вызывающих озабоченность общественности, включая акты угрозы и терроризма, а также меры реагирования государств и международных организаций на эти угрозы и акты.

2. Террористические акты - это акты, которые имеют своей целью создание обстановки террора, страха или хаоса среди населения. Распространение связанного с террором чувства страха и хаоса среди населения во многом зависит от видеоматериалов и сообщений о террористических актах и угрозах, распространяемых средствами массовой информации. Вездесущность средств массовой информации на глобальном уровне зачастую до неузнаваемости умножает масштабы случившегося.

3. Ассамблея напоминает о своей Резолюции 1271 (2002) и Рекомендации 1550 (2002) о борьбе с терроризмом и соблюдении прав человека и вновь подтверждает, что борьба с терроризмом не должна использоваться в качестве предлога для ограничения основных прав и свобод, гарантированных Европейской конвенцией о защите прав человека и связанными с ней правовыми документами Совета Европы. В этой связи она поддерживает Руководящие принципы о защите прав человека и борьбе против терроризма Комитета министров от 11 июля 2002 года.

4. Ссылаясь на Декларацию Комитета министров от 2 марта 2005 года о свободе выражения мнений и слова в средствах массовой информации в контексте борьбы с терроризмом, Ассамблея особо подчеркивает, что положения Статьи 15 Европейской конвенции о защите прав человека не могут применяться в случаях совершения актов терроризма, с тем чтобы ограничить свободу выражения мнений и слова сверх существующих ограничений, предусмотренных пунктом 2 Статьи 10 Конвенции, поскольку террористические акты не могут квалифицироваться военными действиями с юридической точки зрения, равно как не могут угрожать жизни всего демократического государства.

5. Ассамблея считает необходимым, чтобы общественность и средства массовой информации осознали тот факт, что террористы совершают свои акты против общественности и соответственно используют средства массовой информации для максимально возможного воздействия на общественность.

Этот аспект приобретает еще большую важность вследствие того, что террористы научились использовать информационные технологии для распространения своих собственных аудиовизуальных записей, сообщений в электронном формате или размещения своих веб-сайтов в сети Интернет, что вынуждает государства и средства массовой информации реагировать на это соответствующим образом.

6. С должным учетом неприкосновенности частной жизни и человеческого достоинства жертв террористических актов и членов их семей Ассамблея подчеркивает важность информирования в полном объеме общественности о террористических актах, в том числе страданиях, причиненных этими актами, а также о социальных, культурных и политических последствиях таких актов.

Дискуссии среди информированной общественности о конкретных актах терроризма могут привести к принятию надлежащих политических мер реагирования на эти акты и не допустить того, чтобы другие вливались в группы террористов.

7. Ассамблея верит в то, что европейская политическая система и культура и ее граждане, политические деятели и журналисты способны избегать распространения в средствах массовой информации чересчур сенсационных сообщений, связанных с терроризмом.

8. Ассамблея рекомендует работникам средств массовой информации:

I. разработать в рамках своих профессиональных организаций кодекс поведения для журналистов, фотографов и редакторов, занимающихся вопросами террористических актов и угроз, с тем чтобы держать общественность в курсе событий без неоправданного приумножения воздействия терроризма;

II. организовать курсы профессиональной подготовки для работников средств массовой информации, имеющие своей целью повышение уровня информированности о чувствительном характере сообщений о терроризме в средствах массовой информации;

III. сотрудничать между собой, например, в рамках своих профессиональных организаций, с тем чтобы избегать гонки сенсационных новостей и видеоматериалов, которые играют на руку террористам;

IV. избегать потворствования целям террористов путем приумножения чувства страха среди общественности, который могут вызывать террористические акты или путем предоставления террористам платформы для привлечения широкого общественного внимания;

V. воздерживаться от распространения шокирующих снимков или видеоматериалов о террористических актах, которые нарушают неприкосновенность частной жизни и посягают на человеческое достоинство жертв или способствуют террористическому воздействию таких актов на общественность, а также на жертв и членов их семей;

VI. избегать усиления через свои сообщения и комментарии напряженности в обществе, в основе которой лежит терроризм, и, в частности, воздерживаться от распространения высказываний, порождающих ненависть.

9. Ассамблея просит всех своих членов и делегации, имеющие статус наблюдателей, принимать во внимание настоящую Рекомендацию в процессе своей работы на национальном уровне и провести обсуждение этого вопроса в своих соответствующих национальных парламентах.

10. Ассамблея рекомендует Комитету министров просить членов и государства со статусом наблюдателей:

I. на регулярной основе информировать общественность и средства массовой информации о правительственных стратегиях и мерах, направленных на борьбу с терроризмом, а также о его причинах;

II. воздерживаться от наложения запрета или даже от ненадлежащего ограничения на распространение информации и мнений о терроризме в средствах массовой информации, а также о реакции органов государственной власти на террористические акты и угрозы под предлогом борьбы с терроризмом;

III. информировать, по их просьбе, представителей средств массовой информации, занимающихся вопросами терроризма, о конкретной ситуации в области безопасности в каждом контексте во избежание того, чтобы журналисты, занимающиеся расследованием террористических актов, оказались слишком не защищенными перед опасностями, создаваемыми террористами или антитеррористическими действиями органов государственной власти;

IV. включать в свои школьные учебные программы вопросы изучения работы средств массовой информации, с тем чтобы просвещать общество в области критического и осознанного отношения к публикуемым в средствах массовой информации сообщениям и повышать уровень информированности об ужасах террористических актов;

V. сотрудничать со своими правоохранительными органами в целях предотвращения распространения террористами незаконных сообщений или видеоматериалов в сети Интернет;

VI. применять Дополнительный протокол к Конвенции о киберпреступности, касающийся криминализации актов расистского характера и ксенофобии, совершаемых в компьютерных системах террористической направленности постольку, поскольку последние пропагандируют, возбуждают или провоцируют ненависть или насилие в отношении любой отдельной группы лиц по признаку расы, цвета кожи, социального положения или национального или этнического происхождения, а также религии, если все это используется в качестве предлога для каких-либо из этих факторов.

11. Ассамблея просит Комитет министров:

I. осуществлять мониторинг освещения актов терроризма в европейских средствах массовой информации, в частности, в том, что касается Декларации о свободе выражения мнений и слова в средствах массовой информации в контексте борьбы с терроризмом;

II. разработать под руководством и в тесном сотрудничестве с работниками средств массовой информации и их профессиональными организациями, а также с ЮНЕСКО и другими организациями, работающими в этой же области, справочник для журналистов, публикующих сообщения о террористических актах и насилии;

III. развернуть работу, касающуюся дополнительного протокола к Конвенции о киберпреступности, устанавливающего рамки для сотрудничества в области безопасности между государствами-членами и государствами со статусом наблюдателей с целью предотвращения кибертерроризма в форме крупномасштабных нападений на компьютерные системы и в рамках компьютерных систем, которые угрожают национальной безопасности, безопасности общественности или экономическому благосостоянию того или иного государства.



• Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.
•• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов.
••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ.


Полная версия новости на основном сайте OnAir.ru

Опубликовано: 15.07.2005 г. - OnAir.ru - 515


  На главную

 Новости дня:
• Сразу три рекорда «Радио Шансон» официально вошли в «Книгу рекордов России»
• Генеральный директор «Русской Медиагруппы» рассказала о пропаганде ЗОЖ в СМИ
• «Живая струна» на «Радио Шансон»: группа «После 11»
• На «Пилот-радио» к 30-летнему юбилею пройдёт диджейский марафон
• Юлия Голубева: у аудитории нет запроса на воинствующий феминизм
Полная версия сайта

2000-2024 гг. © OnAir.ru - Наши контакты