27.11.2024, среда

РЕГИОН - ЕКАТЕРИНБУРГ

"Новости СМИ", №23

Свердловская область расположена в предгорьях Среднего и Северного Урала и на прилегающей окраине Западно-Сибирской равнины. Территория области - 194, 8 тыс. кв. км, население - около 4,5 млн человек. Административный центр - Екатеринбург.  Ведущие отрасли промышленности - металлургия, машиностроение и металлообработка, станкостроение, приборостроение, электротехническая, радиоэлектронная, химическая, химико-фармацевтическая, лесная, деревообрабатывающая, бумажная, легкая, пищевая и др. На территории области добывают железные, медные руды, золото, бокситы, асбест, тальк, уголь, торф. Здесь находятся Рефтинская и Среднеуральская ГРЭС, Белоярская АЭС.

     Первые радиостанции в FM-диапазоне появились в Екатеринбурге в середине 90-х годов. Одной из первых начала вещать станция "Радио 101" (Москва), затем - "Радио Модерн" (СПб). Потом в эфире появилось "Русское радио", "Эхо Москвы". Причем можно отметить, что радиовещание в Екатеринбурге развивалось не только по принципу ретрансляции московских и петербургских станций. Медиа-рынок активно рос и за счет местных радиостанций, таких как   "Студия Город", "Стиль ФМ", "Авторадио-Екатеринбург". Сейчас в Екатеринбурге вещает 15 FM-станций. Часть из них входит в медиа-холдинг "Четвертый канал", другие объединены в группу радиокомпаний, и несколько станций являются независимыми игроками.

Елена Соколова, начальник отдела продаж "ТОК-радио 107,6 FM":
     "Обороты нашей радиокомпании невысоки в силу специфики радиостанции: это разговорное радио. Большую долю рынка "оттянули" на себя музыкальные радиостанции,  работающие не только на город, но и на область в целом, именно им удалось заманить большую часть крупных корпоративных клиентов. Однако думаю, что в скором времени приоритет радиослушателей сместится в сторону информационных станций, но этому должны способствовать сами станции формата news-talk. Исходя из этого, большую долю нашего рекламного времени занимает  имидж-реклама банков и страховых компаний, а также реклама продуктов питания и товаров для офиса. Ведь замечено, что передачи разговорной радиостанции слушают преимущественно в офисах и дома.
     Что касается прогноза на будущий год, то объемы рекламы на радио не уменьшатся, хотя и тенденции к росту и не наблюдается. Если рекламу на  ТВ можно рассматривать как самостоятельную, другими словами, если средний клиент, ведущий неагрессивную рекламную политику, способен купить время на ТВ в нужном объеме, он скорее пойдет на телевидение. В таком случае фирмы с меньшим бюджетом, рассматривая вариант газетной рекламы, в большинстве случаев склоняются и к радиорекламе".

Александр Косых, коммерческий директор "Радио МАКСИМУМ" (Екатеринбург):
     "Рынок радиорекламы в Екатеринбурге я бы оценил примерно в $350 - 400 тыс.  в месяц. Основные рекламодатели - это  местные крупные и средние розничные  продавцы и поставщики  услуг. Дела на рынке весьма сумбурные, так как есть два крупных медиа-холдинга, в которые поступают основные бюджеты. Станциям, работающим вне холдингов,  очень трудно бороться за рекламные бюджеты.  Хотя в последнее время рекламодатели начинают руководствоваться при выборе станции не своими вкусами и традициями ("Я там уже 5 лет размещаю рекламу!"), а пристрастиями той аудитории, которая слушает эту станцию. Постепенно рынок радиорекламы растет,  новые компании с небольшими бюджетами охотно выходят на него. Хотя стоимость рекламы на высокорейтинговых радиостанциях сравнима с низкорейтинговыми телеканалами".

     Семь радиостанций Екатеринбурга объединены в единую группу, но пока они не составляют  холдинг. По информации, полученной "НСМИ", процедура регистрации, возможно, состоится в ближайшем будущем.
     О ситуации, сложившейся на  медиа-рынке,  мы попросили рассказать руководителя "сгруппированных" региональных радиокомпаний Николая Грахова

- В эфире Екатеринбурга более 15 радиостанций. Это свидетельствует о высоких экономических возможностях Свердловской области? 
- Во-первых, это говорит о том, что рынок в состоянии поддерживать такое количество радиостанций. Рентабельность екатеринбургских радиостанций высока, что свидетельствует о выгодности открытия новых станций. По своему опыту знаю, что в крупных торговых российских центрах, таких как Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург и Ростов, похожая ситуация.
- Каков объем продаж рекламы в Екатеринбурге?
- Эта цифра в разные месяцы разная. В течение этого года объем медленно рос. Если в начале 2002 г. он составлял $150 тыс. в месяц, то сейчас - больше $200 тыс.
- С чем связан такой рост?
- Радиореклама и реклама вообще - это производные от розничной торговли. В каждом товаре заложены расходы на рекламу. Чем больше розничный оборот, тем больше рекламы этого товара. Думаю, что доходы потребителей возросли, а значит, возросли доходы в торговле, и люди стали больше средств тратить на рекламу.
- Некоторые московские радиостанции проводят акцию "Выбери радио". Как вы оцениваете ее проведение?
- Мне понятна акция московских коллег, она оправданна. Во-первых, в России на радиорекламу приходится 4% от общего "пирога", в развитых странах эта цифра составляет  приблизительно 8%. Во-вторых, телереклама развивается более быстрыми темпами, чем радиореклама. Кампания "Выбери радио" стремится довести процентное количество рекламы до уровня развитых стран.
- Для Екатеринбурга эта проблема актуальна?
- В Москве кроме телевизионной, очень развиты другие виды рекламы: наружная, полиграфическая. Поэтому радиорекламу надо еще развивать. В Екатеринбурге развитие рекламного рынка шло по-другому. В качестве рекламоносителя здесь сначала наибольшей популярностью пользовались телевидение и радио. Полиграфия стала набирать обороты только в последнее время, постепенно развивается наружная реклама. Поэтому для нас проблема передела рекламного рынка еще впереди.
- Кто является основными рекламодателями?
- Компании, осуществляющие сотовую связь, автоуслуги, а также банки, крупные торговые сети.
- Сколько в среднем стоит прокат радиоролика в Екатеринбурге?
- Цены на станциях различаются в зависимости от объема аудитории. Чем моложе аудитория, тем она менее ценна для рекламодателя.
- Скажите, а существует нижняя планка цен проката ролика? Можно ли говорить о  демпинге?
- Я присутствовал на некоторых встречах руководителей радиостанций, где поднимался вопрос демпинга. Считаю, что каждая радиостанция устанавливает цены в зависимости от того, что она может предложить рекламодателю. И когда станция демпингует, то есть продает рекламное время дешевле, значит, она столько и "стоит".
- Некоторые игроки рынка считают, что вся реклама поделена между вашими станциями и "Четвертым каналом" и одиночным радиостанциям просто невозможно выжить. Как вы относитесь к подобному мнению?
- Нет, это не так. Если станция делает хороший продукт, у нее есть своя аудитория, то и рекламодатель приходит.
- Исчерпан ли частотный ресурс?
- Думаю, нет, можно открыть еще 5-6 станций. Ближайший конкурс состоится в декабре, и претенденты на частоту есть.
- Какая станция может появиться в эфире Екатеринбурга?
- Возможно, в наш регион придут НВНМ, Love Radio, то есть те станции, которые начали строить свои сети. Частоты будут еще открываться, и у этих радиостанций есть реальный шанс. Может быть, с УКВ на FM-вещание перейдет "Русское радио-2". Кроме того, я не исключаю появления еще одной местной станции.
- Вы активно открываете станции в других городах России. Почему?
- Это обусловлено тем, что мы можем открыть прибыльные станции, тем самым мы распределяем затраты на создание качественного эфирного продукта и достигаем рентабельности. Станции, аналогичные "Радио Си" - одной из наших станций в Екатеринбурге, работают в Перми, Челябинске, Тюмени. Но здесь надо отметить одну особенность. В этих городах мы открыли самостоятельные станции, то есть это не ретрансляция, а станции со своим персоналом, ведущими, редакторами, но они работают в формате, аналогичном формату "Радио Си". Мы специализируемся на нескольких форматах, развиваем их. Отрабатываем сначала в Екатеринбурге, а потом открываем подобные станции в других городах. Эти станции ориентированы на одну целевую аудиторию, используют одну музыкальную библиотеку. Мы применяем так называемый американский подход к развитию радиобизнеса.
- Как относится к таким разработкам Федеральная конкурсная комиссия? Кому отдает предпочтение?
- Члены ФКК смотрят и сравнивают, кто из конкурсантов предложил лучшую концепцию и кто в состоянии открыть более качественную станцию.
- Но ведь московские станции, вероятно, могут вложить больше денег в  новые станции...
- Я бы не сказал. Наши реальные возможности не меньше. А учитывая наше знание специфики региональных рынков, может, даже и больше.
- При таком большом количестве станций существует ли недостаток в профессиональных журналистах?
- Журналистика - важный момент. У нас одна из станций - информационная, она использует программу "Эхо Москвы". Я много езжу по городам и заметил, что практически нигде нет хороших информационных станций. Да и в Москве "Новости on line" (вторая информационная станция после "Эха") совсем недавно начала работать. Информационное вещание очень затратное, для него требуется большое количество журналистов. Но если удается создать такую станцию, то и она может быть рентабельной.
- У "Эха в Екатеринбурге" высокий рейтинг?
- Пока не очень, потому что количество людей, которым интересна эта станция, невелико. Но это постоянная очень привлекательная, для рекламодателей целевая аудитория, и рекламу там размещают охотно.
- Какая из московских станций, ретранслируемых в Екатеринбурге, имеет хороший рейтинг?
- "Русскоге радио". Но многие станции появились не так давно. На рынок позже вышли "Радио 7 На Семи Холмах" и "Авторадио". "Новички", к сожалению, не предложили слушателям чего-то революционного, принципиально нового. Поэтому и рейтинг они набирают постепенно. Им приходится бороться за место. Например, радио "Шансон" быстро набрало аудиторию, предложив ей нечто новое по сравнению с другими станциями.
- Каков ваш прогноз развития рекламного рынка на следующий год?
- Радиорынок будет зависеть от доходов населения - это связано с развитием экономики. Будут расти реальные доходы населения - будет расти и рынок.


Станция "Динамит FM" (Екатеринбург) входит в холдинг "Четвертый канал" вместе с еще двумя сетевыми станциями - радио "Шансон" и "Русское радио". О ситуации на рынке радиорекламы рассказывает исполнительный директор станции "Динамит FM" Ольга Морозова.

- Эксперты оценивают емкость рынка радиорекламы Екатеринбурга примерно в $3-4 млн в год.
- Объемы продаж рекламы в Екатеринбурге действительно довольно высоки, если не забывать о том, что это город-миллионник. Сложно сказать, какова конкретная цифра, но, думаю, объемы продаж близки к петербургским. Другое дело, что по сравнению с телевизионным рынком они не впечатляют. Известно же, что в прошлом году рост рынка телерекламы  в целом по стране составил 75%, а  радиорекламы - всего 13%. По Екатеринбургу  точных  данных нет, но мое субъективное ощущение, что эти цифры и того меньше. И это, на мой взгляд, не отражает эффективности радио как рекламоносителя.
     Вместе с тем игроки на нашем радиорынке могли бы вести себя куда более активно...
- Кто основные рекламодатели?
- Как и везде в России, прежде всего это сотовые компании, а также различные торговые сети и банки.
- Существует ли демпинг на рынке рекламы?
- Есть две станции в Екатеринбурге, которые делают такие вещи. Но из соображений этики называть их не буду. В основном радиостанции работают по своим прайсам.
- Сколько станций входит в холдинг  "Четвертый канал"?
- Мы считаем, что четыре. Это вещающие в FM-диапазоне "Шансон", "Динамит", "Русское радио", а также "Русское радио-2", которое работает на УКВ.
- Все эти станции ретранслируют московский эфир. Есть ли в холдинге местная станция?
- Пока нет. С точки зрения логики построения радиохолдинга, нам как раз не хватает местной станции. Но когда начинаешь составлять бизнес-план,  понимаешь, что содержать такую станцию непросто. В Екатеринбурге станций, программирующихся самостоятельно, немного. Гораздо легче ретранслировать вещание московской компании, но при этом делать свои программы.
- Сколько еще станций может появиться в Екатеринбурге?
- Если вы имеете в виду емкость рынка, то он практически заполнен. Местный рынок может принять еще несколько станций, но не больше двух-трех.
- На радиорынке Екатеринбурга присутствуют два крупных игрока: холдинг "Четвертый канал" и группа станций Николая Грахова. Считается, что вся реклама поделена между этими компаниями.
- Это поверхностный взгляд. Более двух третей рекламного рынка действительно принадлежит этим двум группам. Но есть сильные игроки - местные станции "Европа Плюс", "Хит FM", "Авторадио - Екатеринбург". Вроде бы они должны были ослабнуть или исчезнуть, но этого не происходит. Однако тенденция к объединению в холдинги существует. Гораздо легче выстоять на рынке, когда есть на гого опереться.  В условиях холдинга можно действовать более гибко. Если у тебя несколько станций и тебя волнует, как будет завтра развиваться рынок и твое предприятие, то ты должен  заниматься не только станцией-лидером, но и и менее выгодными проектами. Достаточно того, что это позволяет более полно охватить целевую аудиторию, а значит, привлекает рекламодателя. И еще - так удобнее вести хозяйство. Кроме того, на рекламном рынке Екатеринбурга денег гораздо меньше, чем в Москве, а конкуренция довольно жесткая. Исходя из этого, можно сделать вывод, что укрупнение действующих на этом рынке игроков вообще неизбежно.
- Как будет развиваться рекламный рынок в следующем году?
- Это напрямую зависит от того, как будет развиваться экономика в стране. Если произойдет улучшение, то и рекламный рынок будет расти.

Полная версия сайта

2000-2024 гг. © OnAir.ru - Наши контакты