"Broadcasting. Телевидение и радиовещание"
01.12.2003
Информационное радио - реклама все 24 часа в сутки
“Broadcasting. Телевидение и радиовещание”, № 8, 2003 Светлана Семенова
Генеральный директор радио “Эхо Москвы” Юрий Федутинов по образованию филолог: в 1981 году он закончил факультет иностранных языков МГПИИЯ им. М. Тореза. Его карьера началась с преподавательской деятельности. С 1979 г. по 1991 г. работал диктором во французской службе Московского радио (“Иновещание”). По собственному выражению, “агитировал африканских братьев за социализм”. Защитил диссертацию на базе аспирантуры Института Африки АН СССР. В августе 1991 г. Сергей Корзун, в то время главный редактор радио “Эхо Москвы”, пригласил Юрия Федутинова возглавить коммерческую работу на радиостанции. Предложение было принято: Юрий Федутинов стал заместителем директора радиостанции Михаила Розенблата, а через полгода, с апреля 1992 по сей день он генеральный директор акционерного общества “Эхо Москвы”
- Юрий Юрьевич, Вы являетесь генеральным директором крупнейшей в России частной радиостанции. Эта радиостанция рентабельна и постоянно развивается. Как Вам удается управлять столь большим и разноплановым коллективом? - Вы знаете, я оказался самым “старым” директором в частном радиовещании России. Работаю в этой должности 12 лет - это уже даже не диагноз, это приговор. У каждого есть свои профессиональные секреты, своим я с удовольствием поделюсь: не надо слишком серьезно относиться к себе и к тому, что ты делаешь. “Эхо Москвы” начиналось 13 лет назад - тогда меня еще там не было. Появление подобного проекта стало достаточно смелой попыткой конкурировать с западными вещателями, которые первыми начали осваивать российский радиорынок. Помните, именно тогда в нашей стране появились радио “Европа Плюс”, а затем или практически одновременно - радио “Ностальжи”, “М-радио”, “Максимум”... И поскольку радиостанции создавались буквально у нас на глазах, мы видели, что это серьезное ноу-хау, основанное на очень серьезных знаниях в области планирования, программирования, продвижения продукта, продаж - то, что я называю правилом четырех “П”: план, программа, продвижение, продажа. Конечно же, конкурировать с радиостанциями, имеющими совершенно другой капитал, совершенно другую философию и другое ноу-хау, представлялось достаточно странным. Тем более что мы, выходцы из советской системы радиовещания, умели делать только разговорное радио. Поэтому и возникла радиостанция “Эхо Москвы”. Такой формат показался привлекательным остальным радиовещателям. По пути, близкому к нашему, попытались пойти многие радиостанции. Но поскольку музыкальный формат несопоставимо дешевле и, казалось бы, легче в освоении, чем формат разговорного радио, с тех пор в этом сегменте рынка остались фактически мы одни. Значительно позже и на совсем другой финансовой базе возникли “Маяк 24”, радио “Новости on line”. Ноу-хау западных радиостанций заключалось еще и в том, чтобы не конкурировать с государственным радиовещанием. Здесь уместно вспомнить, что в России фактически все радиовещание было государственным и до сих пор существует такое понятие, как кнопка, на которой вещают только государственные радиостанции. Музыкальные радиостанции сразу сказали: мы не хотим конкурировать с государственными, у нас своя ниша, в которой мы будем работать. И в этом отношении они преуспели, в отличие от того же радио “Эхо Москвы”, которое оказалось зажато в тисках между двумя монстрами: западный капитал и государственная радиовещательная структура. Очень быстро мы обнаружили: мало того, что у нас нет западного ноу-хау, мы также лишены и тех условий, в которых функционируют государственные радиовещательные компании. А они в свое время функционировали в очень интересных условиях: как-то мы обнаружили, что за одни и те же услуги платим Минсвязи России в 10 раз больше, чем государственные вещатели. И при этом их никто не отключал за неуплату, а у нас при задержке выплат, скажем, на 5 дней, уже начинались звонки, применялись штрафные санкции. Уже тогда мы поняли, что право в нашей стране применяется избирательно, и приняли это как правило игры. Сказали себе: да, вот в таких условиях мы живем, вот такие мы не уродившиеся, но мы будем бороться за выживание. Должен сказать, что особо богатыми людьми мы не стали. Но чувство некоего удовлетворения от неплохо сделанной работы у нас есть. Конечно же, со временем зарплаты у нас стали существенно выше, возрос также интерес слушателей к персоналиям “Эхо Москвы”. Сегодня наши сотрудники востребованы на телевидении, на других радиостанциях, в газетах. Им это льстит, и это справедливо, потому что они стали крупными журналистскими фигурами. Не от нас уходят работать на телевидение, а к нам приходят с телевидения работать ведущими такие ведущие журналисты, как Андрей Норкин, Владимир Кара-Мурза, Виктор Шендерович. Но в то же время думаю, что если бы на “Эхо Москвы” была сформирована некая диктаторская структура, где указания спускаются сверху вниз, то ничего хорошего не получилось бы. Ноу-хау системы управления на радио “Эхо Москвы” - это достаточно развитая система делегирования полномочий.
- Что Вы имеете в виду? - Например, если перед журналистом стоит задача подготовить материал о радиовещании в России, то он готовит его самостоятельно от начала до конца. Конечно, при необходимости редактор поможет ему, даст нужный совет, но именно журналист занимается его подготовкой вплоть до выпуска в эфир. И только по тому, что мы услышим в эфире, мы оценим работу журналиста. И если он не справился с материалом, мы, к сожалению, узнаем это только тогда, когда услышим материал в эфире. И в таком случае журналисту пенять будет не на кого. И, наоборот, если материал получился интересный, то опять же это его личная удача, его личная победа. Что делегирование полномочий нам дает? Во-первых, очень ответственную команду, каждый член которой понимает, что конкретно от него, будь то журналист, корреспондент, ведущий, рекламный менеджер, бухгалтер или радиоинженер, зависит функционирование всего предприятия. При этом предметом нашей гордости является то, что у нас достаточно небольшая текучка кадров, принимая во внимание, что “Эхо Москвы” - нестандартный проект, в котором большую роль играет личный фактор. В связи с этим уместно вспомнить слова одного западного радиовещателя о том, что управление радиостанцией сродни управлению обувной фабрикой и театром одновременно. Все аспекты менеджмента обувной фабрики налицо и у радиостанции: тот же план, тот же продукт, те же стереотипы, те же продажи, то же продвижение, баланс, отчеты о прибылях и убытках. А с другой стороны, радио - это театр, где масса творческих личностей, каждая из которых оценивает себя, безусловно, выше, чем она есть на самом деле. И это здорово. Получается, что управляешь как бы двумя предприятиями. А если учесть еще и то, что радиостанций уже не две, а существенно больше: “Эхо Петербурга”, “Эхо Ростова”, “Эхо Москвы в Екатеринбурге”, “Эхо Москвы в Саратове”, то выходит, что этих фабрик и театров много и действуют они одновременно. И понятно, что без доверия к людям, без общения с ними ничего не получится. Но я по-прежнему остаюсь при своем мнении. На сегодняшний день “Эхо Москвы” - это эксклюзивный продукт, рассчитанный на эксклюзивную аудиторию.
- В чем заключается эта эксклюзивность? - Мы пытаемся обращаться к людям с достаточно высоким интеллектуальным уровнем, которые не разуверились в жизни, к людям, которые хотят от жизни чего-то не только для себя, но и для других. То есть к тем, кто самостоятельно пытается найти ответ на свои вопросы и для этого обращается к разным источникам информации, в том числе и к радио “Эхо Москвы”. Одним из козырей нашей радиостанции я считаю то, что мы пытаемся не навязывать слушателям свое мнение и стремимся к объективности. Эта объективность складывается из некоторого количества субъективных мнений, которые предоставляются нашему слушателю с тем, чтобы окончательный вывод он формулировал самостоятельно. Мне кажется, в этом заключается некое преимущество, некая эксклюзивность радио “Эхо Москвы”. Говорить об эксклюзивности можно еще и потому, что в течение многих лет выстраивались особые отношения с теми, кого сегодня называют ньюсмейкерами. Мы гордимся тем, что в гости к нам приходят люди, которые зачастую не заворачивают даже на государственные станции. Мы гордимся тем, что к нам приходят первые лица многих государств: я имею в виду президентов Франции, Германии, США, Белоруссии и др. В связи с этим огромной проблемой или удачей может быть даже местонахождение радиостанции. В свое время, когда у нас были трудности с помещениями, нам предлагали варианты, расположенные по внешнему периметру Москвы. Но мы отдавали себе отчет в том, что занятые люди туда никогда не приедут. И уже то, что нам с помощью мэрии удалось получить помещение в центре города, - это один из элементов успеха нашей радиостанции. Мы абсолютно уверены в том, что, если бы радиостанция располагалась даже за третьим кольцом, ничего такого не было бы. Таким образом, компоненты успеха радиостанции многочисленны. Несомненно, к ним относится и техническая составляющая. К сожалению, поскольку “Эхо Москвы” очень неудобное и очень неспокойное радио, мы до сих пор работаем на достаточно слабом передатчике. Но так как мы являемся разговорным радио, то зависим от мощности передатчика не в такой степени, как музыкальные станции. Тем не менее мы работаем в этом направлении, и надеемся, что скоро слушание радио “Эхо Москвы” перестанет быть сродни слушанию “Би-би-си” и “Голоса Америки” в 1970-е годы.
- Юрий Юрьевич, поделитесь секретом, как Вам удалось сделать рентабельной информационную концепцию вещания? - Это очень тяжелый вопрос, в первую очередь потому, что до сих пор в нашей стране не существует четкого, умного понятия рекламы, закрепленного законодательно. Если руководствоваться тем определением рекламы, которое приведено в Законе “О рекламе”, то получится, что эфир “Эхо Москвы” с 6.00 до 24.00 на 100% состоит из рекламы. Ведь согласно формулировке, приведенной в информационном письме Президиума Верховного арбитражного суда Российской Федерации от 1998 года, “информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара”. Но возьмем, к примеру, обзор прессы в эфире радио “Эхо Москвы”, где фигурирует “Коммерсант”, “Известия”, другие газеты и журналы. Все это преуспевающие коммерческие предприятия. Понятно, что, если я систематически цитирую материалы этих изданий в обзоре прессы, я занимаюсь рекламой. Соответственно, это должно оплачиваться. На самом деле, это, конечно, никакая не реклама, а программа радио “Эхо Москвы”. Или еще: к нам на станцию приходит банкир и рассказывает об ипотечном кредитовании. Вопрос, который интересует миллионы москвичей, желающих улучшить свои жилищные условия. Понятно, что эта информация ассоциируется у потребителя с именем банкира, представляющего определенный банк и, согласно существующим определениям рекламы, должна быть оплачена. Именно поэтому я и говорю, что информационное радио все 24 часа в сутки - это реклама, если руководствоваться существующим определением этого понятия. Однако мы пытаемся быть честными с нашим слушателем, предупреждая его, что та или иная информация идет в эфир на правах рекламы. Нашему рекламодателю мы предлагаем достаточно большой ассортимент услуг, впрочем, как и государственные радиостанции (кстати, я считаю совершенно несправедливым то, что они принимают участие в разделе рекламного пирога наравне с коммерческими радиостанциями). И за счет этого ассортимента мы можем конкурировать с музыкальными радиостанциями. То есть если менеджер музыкального радио приходит к клиентам с одним листочком бумаги (они это называют прайс-лист), то у менеджера информационного радио таких листочков много, и все они с разными предложениями, в зависимости от того, что требуется тому или иному клиенту. С рекламодателем надо работать, и мы постоянно ориентируем на это наших рекламных менеджеров. Только тогда клиенты будут получать эффект от рекламы на радио и приходить к нам вновь и вновь. Радио “Эхо Москвы” популярно и, что очень важно, пользуется доверием слушателей. Не обмануть это доверие, сохранить слушателя, с одной стороны, и обслужить рекламодателя, заработать деньги для сотрудников и акционеров, с другой стороны, - эквилибристика не из простых.
- Вы имеете в виду, что в отношении рекламы эфир расписан слишком плотно? - Совершенно верно. Ситуация, которая складывается с рекламой в конце года, зависит от того, как она продавалась в начале года. Здесь большую роль играет профессионализм менеджеров. То есть уже сегодня мы должны задумываться над тем, что будет у нас с продажей рекламы в конце следующего года. Сегодня продашь дешевле - в конце года точно не доберешь денег. Благодаря тому, что информационное радио предлагает рекламодателям широкий ассортимент услуг и не конкурирует с основной массой действующих на рынке радиостанций, наш менеджер имеет больше оснований выступить в качестве консультанта, определить форму рекламы, оптимальную для каждого конкретного клиента: аудиоролик, интервью, репортаж, сюжет, “медицинская линейка” и т.д. Способность выступить консультантом требует высокой квалификации от менеджеров. Но помимо этого она зависит также от товара, который менеджеры предлагают клиентам.
- Каким образом ваши сотрудники добиваются высокой квалификации? - Конечно, мастерство приходит только с опытом. Единственное, что я могу посоветовать руководителям радиостанций, - это браться за книги. К счастью, сейчас выпускается большое количество полезной литературы по искусству ведения переговоров, по искусству продаж и т.д., которые можно смело использовать в своей радиовещательной практике. К сожалению, этим нередко пренебрегают. Поэтому я советую всем вещателям, в том числе региональным, которые работают в небольших городах, куда эта литература не всегда доходит: приезжайте в Москву, купите необходимые книги, и вы об этом не пожалеете. Очень много ценной литературы пока не переведено на русский язык. К сожалению, я, как филолог, констатирую, что культура владения иностранным языком у радиовещателей еще не очень высока. Поэтому мне самому приходится что-то вычитывать и рассказывать коллегам. Главное в этом деле - набраться терпения и выдержки, поверить в свой персонал, обучать своих сотрудников, работать с ними, не допускать текучки. Ведь лет через пять-семь начнется цифровое радиовещание, и те, кто сегодня занимается музыкальным радио, вдруг обнаружат, что на рынке появились сотни новых музыкальных продуктов. Еще одно перспективное направление - развитие прямого спутникового вещания, когда радиопрограммы можно принимать непосредственно со спутника и слушать их даже в автомобиле. По этому пути движется сейчас радиовещание в США. Очень перспективное направление, которое и в нашей стране может получить развитие. Как мне кажется, с приходом новых технологий “Эхо Москвы” будет более защищенным, чем какая-то музыкальная радиостанция. Хотя, конечно, и у нас есть конкуренты. Если завтра “Маяк 24” или “Новости on line” найдут какой-то хороший ход, который выведет их в лидирующие радиостанции, то радио “Эхо Москвы” придется догонять. Но завтра… В любом случае задача всех радиовещателей - постоянно учиться, постигать новое, при необходимости обращаться за советом к коллегам. Кстати (в отличие от США, где принято своего коллегу-радиовещателя обходить по другой стороне улицы), в российском радиовещании царят достаточно приятельские отношения. Мы всегда делимся друг с другом своим опытом. Я бы не хотел, чтобы люди опасались того, что они выглядят начинающими. Например, я с удовольствием чувствую себя начинающим каждый день, открывая что-то абсолютно новое.
- Как складывается ситуация на рынке радиоконтента в России? - Здесь ответ прост и сложен одновременно: если наш шоу-бизнес будет генерировать достаточное количество хитов, в чем я сомневаюсь, значит, и контент у радиостанций будет качественным. Но сегодня мне представляется, что контентный рынок уже близок к насыщению и радиостанции конкурируют “лоб в лоб” и маневрируют ротациями, а не генерируют идеи.
- Вы имеете в виду музыкальный контент. А что происходит с контентом информационным? - То же самое. Здесь ситуация проще потому, что источников информации сегодня огромное количество и становится все больше и больше. Сложнее потому, что сложнее стало выбирать. Не скрою, что наша служба информации просто устала от этого потока. На этой почве возникают конфликты: например, человек отследил 20 источников, а эксклюзивная информация появилась в 21-м или в 22-м, или в 43-м. Конечно, это очень серьезный вопрос. Здесь есть поле для конкуренции между разговорными радиостанциями. Поле для конкуренции есть и за счет того, что люди, устав от информации, хотят просто живого общения: позвонить в эфир, поделиться своей бедой, радостью, мнением по какому-то поводу… Какие-то общечеловеческие вещи, которые могут интересовать людей старше 40 лет. Именно к этой аудитории и обращаются в основном информационные радиостанции. И так происходит во всем мире: люди до 40 лет слушают в основном музыкальное радио, старше 40 - информационное, разговорное. Например, в США принято считать, что люди старше 60 лет - это самая благодатная аудитория, потому что у них масса свободного времени и у них есть деньги, чтобы их тратить. И за счет этого информационное радио в тех же Штатах чувствует себя очень комфортно.
- То есть это, в принципе, одно из преимуществ информационного радио с точки зрения рекламодателей? - Да, конечно. Но наши конкуренты, наоборот, считают, что россияне старше 40 - это не очень богатая аудитория, а самая богатая аудитория в нашей стране - это люди младше 40 лет. На это у нас есть свои контраргументы. К примеру, мы проанализировали социологические исследования радиостанции, аудиторию которой составляют преимущественно молодые люди от 12 до 23 лет. Согласно этим исследованиям, именно они являются самым богатым людям в России. Тогда мы задали вопрос специалистам, которые проводили эти исследования: “Каким образом вы пришли к таким любопытным выводам?” На что 50-летний социолог отвечает: “Я оцениваю свои доходы, как низкие: езжу на шестом “Ауди”, и мне никак не хватает денег, чтобы купить “Ауди” восьмой модели, потому что средства вкладываю в строительство загородного дома. А вот молодой человек, который приобрел CD-плеер, чувствует себя богачом”. Вот такие вещи происходят у нас в рекламном бизнесе.
- Как развивается сеть радио “Эхо Москвы” в регионах? - Плохо. Как я уже говорил, информационное радио - очень сложный продукт, требующий инвестиций, терпения, целенаправленной работы. Зачастую те люди, которые получают лицензию на вещание в каком-либо регионе, не понимают, почему они должны вкладывать в это дело 10 рублей, если можно вложить 1 рубль. Зачем нанимать на работу 10 человек, если можно нанять одного? Недавно я был в гостях у друга в Томске, который решил прекратить вещание радио “Эхо Москвы” в своем регионе. В ответ на мои расспросы о причинах своего решения он сказал: “Юра, видишь вот эти комнаты? Здесь сидела редакция “Эхо Москвы”. А теперь обрати внимание на этот компьютер (он показал на небольшой аппарат, стоящий в углу на отдельном столе) - вот это радиостанция, которая заменила всю редакцию”. И тут больше ничего не скажешь. Тоже прибыльный бизнес, тоже самоокупаемый. Сегодня предложение на рынке сетевых радиостанций чрезвычайно велико: практически все московские музыкальные радиостанции вышли на этот рынок, и все региональные станции бросились заполнять свои эфиры музыкой. Но в какой-то момент это прекратится. Мы пришли к следующему выводу (особенно нас этому научил Петербург и Екатеринбург): люди, которые целенаправленно занимаются радиовещанием, прекрасно осознают все преимущества информационного формата вещания и понимают, что одним музыкальным форматом на рынке не перебьешься. “Эхо Москвы” и в Петербурге, и в Екатеринбурге сегодня приносит прибыль. И мы решили выходить в регионы со своими станциями, со своими лицензиями и зарабатывать деньги для себя. Если вы не умеете наладить функционирование информационной станции в вашем регионе, то и не надо: мы сделаем это на вашем рынке сами.
- То есть с сетевыми партнерами вы работать не будете? - В ключевых регионах мы планируем самостоятельно получать лицензии, запускать радиостанции со 100%-й ретрансляцией программ “Эхо Москвы”. Со временем найдем региональных партнеров, в тандеме с которыми будем создавать местный контент, местные новости; поставим местный передатчик. При такой организации работ мы будем в большей безопасности: если наш региональный партнер однажды решит сменить ориентир своей работы и выбрать другой формат вещания - что ж, пожалуйста. Однако жесткой линии здесь мы придерживаться не будем. В каждом случае будем договариваться. Но общая стратегия такова.
- В одном из интервью Вы сказали, что “состоять в холдинге и не пользоваться холдинговыми преимуществами, в том числе и на информационном поле, не то что глупо, а даже преступно с точки зрения бизнеса”. Радиостанция “Эхо Москвы” входит в холдинг “Газпром-Медиа”. Какие преимущества для вас открывает вхождение в этот холдинг? В чем выражается влияние “Газпром-Медиа” на программную, административную политику радиостанции? - Холдинг влияет только на административно-финансовую часть деятельности радиостанции: он для того и создается, чтобы контролировать финансовые потоки и управлять ими. Безусловно, вхождение в холдинг обеспечивает радиостанции определенные преимущества. Здесь действует закон синергии: большой кулак всегда сильнее, чем маленький. Скажем, “Эхо Москвы” достаточно плотно взаимодействует с компанией “НТВ-Плюс”. “Эхо Москвы” продвигает продукты “НТВ-Плюс”, а “НТВ-Плюс” оказывает технические услуги “Эхо Москвы”. Или, допустим, по продвижению продуктов “Эхо Москвы” взаимодействует также с “НТВ”, с “ТНТ”, с “Радиодомом”, куда входит ряд музыкальных станций. И благодаря этому деньги просто не выходят наружу. Теоретически вхождение в холдинг должно способствовать экономии денежных средств и увеличению доходов радиостанции - за счет того самого синергетического эффекта. Вообще, создание медиахолдингов - стратегическая тенденция развития рынка не только в России, но и во всем мире, потому что всякий бизнес создается для того, чтобы быть проданным. В России же холдинги создаются еще и для того, чтобы легче было управлять средствами массовой информации. Вы меня понимаете…
- Существует ли сегодня проблема конкуренции для радио “Эхо Москвы”? - “Эхо Москвы” конкуренции не ощущает. Почему? Представьте себе ситуацию: бежит человек, рядом с ним другой человек едет на “Мерседесе”, третий - на танке. В равных ли условиях они находятся, конкурируют ли они? Наверное, не совсем. Скажем, “Эхо Москвы” - тот самый бегун. И рядом с нами не бежит больше никто - получается, что мы как бы вне конкуренции. Но рядом с нами едет “Мерседес” - радио “Он-лайн”. Оно финансируется, реклама ему объективно не нужна. У него полный “ПрофМедиа”: “Норильский никель”, золотые запасы Сибири и Дальнего Востока. Но сотрудники этого радио пока не разобрались, как ездит их “Мерседес”, на какие педали и кнопки нажимать. Когда-нибудь они в этом разберутся. Но мы опять же будем вне конкуренции, потому что они уехали, а мы бежим… правильно? В свою очередь, “Мерседес” не понимает, что рядом с ним едут танки, которые называются “Радио России” и “Маяк”. Вдруг эти компании решат: что-то мы многовато стали платить за передатчики, пусть их для нас профинансируют “Мерседес” и тот, кто “бежит”, ведь мы выполняем социально важную миссию. Или старший по взводу решит: что-то бегущих много развелось. И танки наезжают на “Мерседес” и бегуна. Разве это конкуренция?
- Радио “Эхо Москвы” очень плотно сотрудничает с телевидением. Не возникало ли у Вас желание создать свой телевизионный проект? - Такой проект уже существует - это телекомпания “Эхо”. Идея создавать на базе “Эхо Москвы” информационные выпуски, наподобие программ “Время”, “Сегодня” появилась у нас достаточно давно. Одной из форм продвижения “Эхо Москвы” является очень плотное и плодотворное взаимодействие с телевидением. Естественно, это должно было вылиться в создание какого-то телевизионного продукта. Но поскольку мы занимаемся бизнесом, то, естественно, хотим от нового проекта получать какие-то деньги, какой-то профит, в том числе и для нашего акционера. Мы нашли заказчика (это русскоязычная компания, которая вещает на территорию США, Западной Европы и Израиля), и стали делать для него новости. Сейчас мы делаем два выпуска новостей, благодаря усилиям господина Норкина и господина Крискевича, в том числе один вечерний выпуск в прямом эфире. По вечерам в эфире работает Владимир Кара-Мурза. Кроме того, Матвей Ганапольский делает воскресный выпуск итоговой программы. То есть это достаточно большой проект, который уже завоевал значительную аудиторию. Эти новости канал RTVI вставляет в свою сетку.
- Вы знаете, самым удивительным в нашей сегодняшней беседе кажется то, что, по Вашим словам, у “Эхо Москвы” нет проблем с рекламой. И это на фоне активно проводимой акции по промоутированию радио как эффективного рекламоносителя. Радиостанции сегодня всеми способами стремятся к увеличению объема рекламы. - Думаю, что у успешных радиостанций проблем с рекламой сегодня нет. Их коэффициенты рентабельности сопоставимы с коэффициентами рентабельности самых успешных бизнес-проектов в области средств массовой информации, потому что радиостанция зарабатывает в полтора-два раза больше, чем она стоит. Обратите внимание: на последнем конкурсе на московские частоты было чуть ли не 20 претендентов на одну частоту. Образно говоря, как рынок завален кроссовками, на которые падает спрос, так и радиорынок сейчас оказался завален музыкальными радиостанциями. Другого продукта практически нет. И когда вдруг появляются, например, тапочки, все, истосковавшись, бросаются покупать этот новый продукт. Поэтому будущее за контентом. Удивить слушателей просто очередным музыкальным форматом сегодня трудно.
|