29.03.2024, пятница


Город слушает


Город слушает"Радиоформат 3D позволит принимать картинку на монитор телефона. Можно будет ехать в метро и смотреть радио. Кто первый войдет в эту сферу с адекватным контентом, тот будет в выигрыше", - уверен главный редактор "CИТИ-FM" .

О перспективах создания city radio ("городское радио") много спорили - до тех пор пока оно не появилось. И, похоже, старания тех, кто работает сегодня на частоте 87.9 FM, не пропали втуне - новый жанр радиовещания, кажется, "пошел". Появившись всего полтора года назад, канал "CИТИ-FM" довольно быстро нашел свое место под солнцем в столичном радиоэфире. Это радио слушают прежде всего те, кого называют "белыми" и "синими воротничками". Это тот самый средний класс, который давно чают вырастить в наших непростых условиях и который по-настоящему встал на ноги в основном в столицах и городах-миллионниках. Так уж исторически сложилось, что предложение у нас всегда опережает спрос. Миддлы учатся, женятся, разводятся и делают карьеру. А "СИТИ-FM" говорит с ними на знакомом языке. О том, что такое "городское радио" в условиях России, "Итогам" рассказал главный редактор радиостанции "CИТИ-FM" Александр Герасимов.

- Помню, вы заявили перед запуском: "С "Эхом Москвы" не соревнуемся, а "Маяк" непременно потесним". Получается?

- Конкуренция оказалась сильнее, чем я предполагал. Тем более что станции "Радио России" и "Говорит Москва" как раз после нашего появления вышли в FM-диапазон. Все начали толкаться локтями... Ничего удивительного, это обычная битва за аудиторию. Ведь московский FM-рынок - самый насыщенный в мире: 45 станций в эфире. Это не считая УКВ. Тем не менее по рейтингам мы уверенно занимаем позицию в середине "турнирной таблицы". Так что, считаю, воюем на уровне. И свою основную задачу - создание станции в формате "городского радио" - выполняем весьма неплохо.

- Некоторые коллеги до сих пор утверждают, что сделать "городское радио" в Москве проблематично.

- Откуда такой пессимизм?

- Город стал частью громадного космополиса, а его неповторимый дух... вроде как выветрился. Или нет?

- Не думаю. Просто на прежнее наслоилось что-то еще. Сейчас такой период: духовные кондиции как бы загорожены материальной жизнью. Каждый горожанин где-то работает, ест, пьет, развлекается, страдает от блэкаутов, отключений воды, распоряжений городских чиновников. И ему интересно знать об этом побольше. Человеку всегда важнее то, что происходит рядом с ним, а не в Занзибаре. Тем более активному, амбициозному, делающему карьеру...

- Вы вещаете в первую очередь для таких?

- Да. Наш слушатель - вполне конкретный социальный тип. Ему примерно 35. У этого чудного хлопца есть имя, его Андреем Гавриловичем зовут. Полный его аналог сейчас находится в студии. Вон он, видите? (Показывает в сторону, где маячит фигура белозубого улыбчивого мужчины в костюме и галстуке. В человеческий рост. Из фанеры.) Вот для кого стараемся. Преуспевающий менеджер. Доход - 1000 долларов на каждого члена семьи. Собственная квартира, но не в центре. Машина - иномарка, но подержанная, которую он хочет поменять. "СИТИ-FM" - тоже часть его мира. Исходя из вкусов и пристрастий этого господина мы определяем и темы, и стилистику.

СИТИ ФМ

Сегодня радио не может соревноваться с телевидением по суточным объемам аудитории. Но через несколько лет радийный контент будет сопровождаться картинкой, иллюстрирующей информацию. "Вот тогда и посмотрим", - говорит Александр Герасимов

- Ну а если в студию повадятся звонить пенсионеры?

- Их присутствие сведено к минимуму - такова концепция. Звонки проходят через особую систему "Гибрид", на телефоне сидит девочка и делает предынтервью. Иначе нельзя, ведь мы формируем комьюнити сорокалетних. Они говорят на своем языке, который, кстати, один и тот же хоть в Ханты-Мансийске, хоть в Ярославле. Они прагматики, даже циники. Все время спешат и смотрят на часы. Мы нишевая станция и не ставим себе задачу "стрелять по площадям". Аудитория в возрасте 60+ не для нас. Как и тинейджеры - те предпочитают другое радио, в основном музыкальное.

- Значит, музыку тоже не жалуете?

- Существует апробированный рецепт city radio. Он гласит: если хочешь помешать формированию имиджа информационной станции, поставь музыку в эфир. Такова мировая практика, мы стараемся не изобретать велосипед.

- Городское новостное радио обречено общаться с чиновниками. Это не утомляет?

- По-разному бывает. Как ни смешно, чиновничья закрытость идет сверху вниз. Если с мэрией и Гордумой можно общаться, то чем ниже уровень руководства, тем сложнее получить информацию. Районные управы словно партизаны на допросе, ни слова без согласования. Приходится бегать. Но у нас есть и другие каналы, например "народный репортаж". Люди звонят и сообщают через SMS, что им видно из окна автомобиля. На все эсэмэски, кроме откровенно глупых, мы отвечаем. В итоге получается, что аудитория общается не только с нами, но и друг с другом. Вот взгляните (монитор разворачивается в мою сторону, на экране видны строчки: "Колоссальная пробка на Ленинградке", "Да здравствует Севастополь, мы поддержим!" и т. п.). А мы наблюдаем за процессом и по пятницам приглашаем автора лучшего SMS в студию. Вот такой коммуникатор-навигатор московской жизни.

- Теперь позвольте о злободневном. Выборы на носу. Спрошу без обиняков. В политике участвуете?

- Нет, на этом поле почти не светимся. Политические новости для нас такие же, как и любые другие. Мы их не игнорируем, но и агитацией не занимаемся. Это не наше дело. У нас простая позиция. Мы не строим прогнозов, не даем оценок и не вкручиваем слушателю, что хорошо, а что плохо. Мы просто сообщаем факты. Преференций у нас нет.

- Полный нейтралитет?

- Да, мы не играем ни на чьей стороне. Если запрещенный Лимонов проводит пикет, то об этом будет сказано как о городском событии. Например, что активисты НБП перегородили Тверскую и создали пробку. Нас не интересует, хорошие у них лозунги или плохие. Мы говорим: граждане, ищите объездные пути, если не хотите провести полдня в машине. Так и с другими партиями. Наше дело - городские явления, а не подковерные игры политиков. Ими заняты конкурирующие станции, и топтаться на этой территории с точки зрения рейтинга абсолютно бессмысленно.

Александр Герасимов, Николай Сенкевич, Михайил Эйдельман

Главный редактор "Сити-FM" Александр Герасимов, генеральный директор "Газпром-Медиа" Николай Сенкевич и Михаил Эйдельман - генеральный директор компании "М-Пул+", управляющей радиостанцией "Сити-FM"

- Ну а президентские визиты?

- Как-то говорил и скажу еще раз. Если президент посетил какой-нибудь Скотопригоньевск и ничего судьбоносного там не произнес, то об этом визите нет смысла сообщать. Зато можно сказать аудитории: "Из-за отъезда президента передвигаться в городе стало значительно проще". Вот это я понимаю, вот это новость!

- Перейдем от дня сегодняшнего к дню завтрашнему. Не прошу ни под чем подписаться, но все-таки: а что будет с радио через 10-20 лет?

- Вот, например, в США уже работает спутниковое радио, и новые авто для американского рынка выпускаются с цифровыми спутниковыми приемниками. Там 200 радиостанций, вплоть до "Танго быстрое" и "Танго медленное". А чтобы купить обычный приемник для авто, нужно платить дополнительные деньги. Так будет и у нас. В связи с переходом на "цифру" количество радиоканалов возрастет многократно. Они будут "нишеветь" - все больше уходить в свою норку и выращивать собственную аудиторию.

- Значит, недальновидно создавать этакое радио для всех?

- Нет, радио для всех останется - вот "Маяк", например. Такие станции будут дотироваться государством и станут проводником национальных идей. С их помощью удобно делать прикладные вещи: предположим, объявлять воздушную тревогу. Наконец, не побоюсь этого слова, заниматься агитацией и пропагандой.

- Если судить, например, по иракской кампании, то в тех же США пропаганда тоньше поставлена.

- Да полноте. Именно так это и делается, с абсолютно пролетарской ненавистью. Четыре национальные сети в США работают в лучших традициях советского телевидения. А все остальное - нормальные коммерческие станции. То же и в Европе. Вот Би-би-си считается "общественным радио", но по сути этот канал - проводник государственных идей. Так что и нам с этим жить, никуда от цивилизованного мира не денемся.

- О свободе слова не говорит только ленивый, хотя понимают ее порой по-разному. А как по-вашему, для радийщиков тут есть проблема, которую надо решать?

- У каждого в голове это понятие дешифруется по-разному. Для одних это возможность забраться на Мавзолей или Спасскую башню и в мегафон крикнуть, что президент - нехороший человек. Для других - возможность публиковать рейтинги и бизнес-прогнозы. Для третьих - описывать подробности чьей-то личной жизни. Ну и так далее. В нашей стране сегментация этого понятия полностью сложилась. Я как главный редактор не страдаю болезненным отношением к этой теме.

- Тогда более прагматичный вопрос: вы доверяете рейтингам?

- В принципе измерение радиоаудитории - анахронизм. На ТВ есть возможность снимать показания онлайн, а на радио это всего лишь "дневниковая панель". Штука весьма субъективная и довольно смешная.

- Как это работает?

- А вот как. Создается репрезентативная выборка из 1200 граждан, каждому выдается дневник за деньги. Но слушатель ленив и нелюбопытен. Только когда поджимают сроки, он понимает: сейчас или никогда. Чтобы получить свои 1000 рублей, он срочно бросается заполнять дневник названиями станций, которые якобы слушает. Садится и ставит крестики-нолики. 10 минут - дневник заполнен. Ну по крайней мере понятно, помнит он о такой станции или нет. Или какой-то канал должен прострелить ему голову навылет! Но это валюта радиорынка, рекламодатель несет деньги в количествах, зависящих от таких показателей.

- Опросы показывают, что радиорынок растет. Голубая мечта радийщиков, чтобы радио потеснило ТВ: это полная утопия или...?

- Это странная мечта. Потому что ТВ и радио - совершенно разные... даже не СМИ, а виды искусства. По утрам радио вполне конкурентоспособно - в это время большинство не сидит у ящика. Человек проснулся, собирается на службу, и под клекот эфира он успевает вымыться, побриться, проглотить яичницу, выпить кофе и выскочить из дома. Но соревноваться по суточным объемам аудитории бессмысленно. Хотя... Через несколько лет радийный контент будет сопровождаться картинкой, иллюстрирующей информацию, вот тогда и посмотрим.

- Как это?

- Появится телерадио - звук плюс дополнительная картинка на экранах компьютеров и мобильников.

- Это вы между делом осваиваете профессию футуролога, Александр Анатольевич?

- Нет, зачем же? Со следующего года в Москве запускается радиоформат 3D, который позволит широкополосно принимать картинку на монитор телефона. Можно будет ехать в метро и смотреть радио. Так вот. Тут как в армии: кто первым встал, того и сапоги. Кто первый войдет в эту сферу с адекватным контентом, тот будет в выигрыше.

- А вы?

- Всерьез думаем об этом и очень надеемся не опоздать. Пока не буду раскрывать детали. Потерпите. Еще не все понятно по части электронной емкости, но можно предположить, что такая вот синергетика вещания, как я ее называю, поднимет большой дополнительный бюджет. Ведь новые устройства можно будет держать в кармане, в рюкзаке, в портфеле. "Провал дорожного полотна... КАМАЗ упал в трещину..." Услышал. Посмотрел. Ужаснулся. Побежал дальше.

- Так, может, телерадио потеснит ТВ? Зачем привязываться к креслу, если можно носить картинку с собой?

- Не скажите! Кресло, плед, чай и много-много времени - все это придает ТВ обаяние и воспринимается зрителем не как обуза, а как приятный отдых. Так же и у нас: утро, кофе, последние новости - и вперед. У каждого жанра свои законы. За это аудитория нас и любит.

ИТОГИ - Евгений Белжеларский, Александр Иванишин (фото)


* - Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны экстремистскими организациями на территории России.

# 8410 от 10.09.2007 22:05 г. - OnAir.ru



  На главную
Полная версия сайта

2000-2023 гг. © OnAir.ru - Наши контакты