20.04.2024, суббота


Алексей Венедиктов: "Цифра "13" будет счастливым исключением"


Регина Мамыкина

22 августа радио "Эхо Москвы" исполняется 13 лет. OnAir.ru присоединяется к поздравлениям в адрес коллег и предлагает вашему вниманию интервью с главным редактором радиостанции Алексеем Венедиктовым.

OnAir.ru: Радиостанции "Эхо Москвы" 13 лет. А ведь все начиналось с маленькой студии на Никольской... Не жалко романтики того времени? И изменилась ли концепция станции за прошедшие годы?
Алексей Венедиктов:
Концепция радиостанции и романтика времени - немного разные вещи. Насчет сожаления о прошлых годах - это как сожаление об ушедшей молодости: раньше и солнце светило ярче, и травка была зеленее, и девушки чаще оборачивались. Есть некая ностальгия не только по радио, но и по тем временам, когда все было ясно: враги черные, друзья белые и пушистые. Сейчас все сложнее.
Что касается концепции "Эха", то сначала радиостанция придумывалась как некая альтернатива государственному радио. Концепция была в альтернативе, которая чувствовалась и в разговоре, и в информации. Затем, когда государственное радио отступило и мы вышли на первую позицию, стало ясно, что нельзя делать только альтернативное радио, - надо делать радио полное. И с 1994 года "Эхо" перешло на позиции информационного радио.

OnAir.ru: На что теперь делается основной акцент - на свежие новости, интересных и редких гостей, объективность информации?
Алексей Венедиктов:
Сейчас новостное поле отброшено к 1990 году, и государственные СМИ занимают ту же позицию, что и 13 лет назад, - выборочно дают новости, например из Чечни или из Ирака. Мы возвращаемся в ту же среду. В этих условиях мы не отказываемся от приоритета новостей и считаем, что полное новостное поле - наша первая "фишка".
Гости, наша вторая "фишка", появились в 1994 году как самостоятельный проект. Конечно, они приходили и раньше, но к тому моменту мы поняли, что гости часто прямо в эфире создают новости. Надо не просто разговаривать, а выводить их на то, чтобы они делали сенсационные объявления.
Поэтому в 1994 году была создана специальная продюсерская служба, которая занимается гостями. Она поддерживает отношения с ними, их женами, собачками и попугайчиками. Я не знаю, как они работают, но, как недавно сказал руководитель одной крупной английской газеты, радиостанцию, на которой в течение 24 часов побывали Колин Пауэл и "Тату", не заметить невозможно.
Гости самые разные - от Владимира Путина до Бориса Березовского…

OnAir.ru: Но ведь президент у вас еще не был…
Алексей Венедиктов:
Владимир Путин у нас был еще до своего президентства, его фотография висит на первой стене почетных гостей. Он сам напомнил мне об этом, когда я недавно попросил его прийти к нам в эфир…
Но я бы выделил еще один приоритет. Третья "фишка", которая возникла два года назад, - это интерактивность. Радио в мире развивается в сторону интерактивности, когда слушатели не просто пассивные участники. Они не только задают вопросы, но и формулируют позицию. Наш проект "Одна семья времен Владимира Путина" был первой попыткой создать это третье направление, когда слушатели становятся авторами. Мы движемся в нем, но пока что очень медленно.

OnAir.ru: Насколько важен Интернет для интерактивности?
Алексей Венедиктов:
Интернет дает идеи. Например, раньше был форум "Говорим по-русски", мы приглашали людей из этого форума на программы. Приглашали из форумов в прямой эфир людей, которые спорили с нами о политике. Совершенно неизвестных нам, но, очевидно, имеющих свою точку зрения и умеющих ее обосновать.
Оттуда, из форумов, и вырос проект "Одна семья времен Владимира Путина". (Каждую неделю выбиралась одна семья, члены которой активно участвовали в передачах "Эха Москвы", разговаривали с гостями и выражали свое мнение. Каждое воскресенье Матвей Ганапольский в своем эфире прощался с одной семьей радиослушателей и представлял новую. - Прим. автора)

OnAir.ru: Почему же проект закрыли спустя некоторое время?
Алексей Венедиктов:
Он перестал быть оригинальным. Ведущие, по сути, повторяли одни и те же вопросы. Но проект, безусловно, возродится, наша рабочая группа обсуждает, каким образом можно это сделать.

OnAir.ru: Какие еще проекты появятся в новом сезоне "Эха Москвы"?
Алексей Венедиктов: 
Мы кардинально переделываем час с 16 до 17. В это время люди слушают нас в основном дома, и мы хотим сделать так, чтобы программы в этом часе были направлены только на домашнее прослушивание. Темы передач -  дети, здоровье, город.
Думаем о том, чтобы передвинуть наши вечерние музыкальные передачи (которые начинаются с 22:00)  на "Арсенал", потому что, как выясняется, людям в это время еще нужна информация. Может быть, там будет дайджест гостей, которые были днем.
Спорим, нужно ли возвращаться к новостям раз в пятнадцать минут или достаточно сохранить их раз в полчаса.
Кроме того, к нам приходят новые люди, и я надеюсь, что возникнут передачи Латыниной, Шендеровича, Киселева.
Запустили передачу "Тройной удар", сейчас ждем реакции. Пока она идет по партиям, но возможны и другие варианты. Например, министр культуры, который три вечера подряд говорит на разные темы в разных форматах.

OnAir.ru: "Эхо" славилось своими играми и тотализаторами, в которых можно было выиграть от книги до поездки на "Формулу I". Сейчас они исчезли из эфира. С чем это связано?
Алексей Венедиктов:
Во-первых, сейчас летний период, и мы действительно не играем.
Во-вторых, часть игр "переехала" на "Арсенал" - мы все же пытаемся "разводить" аудиторию.
В-третьих, маркетинговое исследование показало, что нашей аудитории не интересны игры. Люди приходят сюда за информацией, за общением и возможностью задать вопрос "великому". Игры же лежат в очень узком сегменте. Мы не отказываемся от них вообще, но придумываем сейчас информационные игры, связанные с событиями сегодняшнего дня.
И еще одна проблема: у нас появились профессиональные игроки, которые выигрывают в 90% игр, а остальным просто не дают прорваться в эфир. Эти люди уже составили библиотеки и фонотеки из полученных призов. Мы взяли тайм-аут и надеемся, что этот "профессиональный клуб" распадется.

OnAir.ru: А ведь это касается не только игроков. Часто в программах звучат голоса одних и тех же слушателей, их вопросы всегда попадают на пейджер и зачитываются в эфире...
Алексей Венедиктов:
Да. Есть, например, некая Зинаида Прокофьевна. По нашим сведениям, это молодой мужик из Дубны, который  играет роль восьмидесятилетней тещи. Человек развлекается - имеет на это право.

OnAir.ru: Не возникала у Вас  мысль создать полуофициальный клуб любителей  "Эха", постоянных и активных его слушателей?
Алексей Венедиктов:
Мы обсуждали этот вопрос, но такие клубы фактически складываются вокруг передач: "Говорим по-русски", "Без посредников", "Свой дом", передач Матвея Ганапольского. Организовывать сами мы ничего не будем.

OnAir.ru: А это не было бы еще одним шагом к созданию некого "семейного" радио?
Алексей Венедиктов:
Нет, потому что точно так же, как звонят одни и те же люди, так и в этом клубе будут одни и те же.
Согласно последнему опросу "Комкона", наша ежедневная аудитория в Москве - 560 тысяч человек. Они слушают "Эхо", чтобы получить какую-то услугу: информацию, общение. Клуб нужен из них примерно ста слушателям, но они могут создать его и сами.

OnAir.ru: Недавно Владимир Жириновский, выступая в программе "Контрудар", сделал следующий любопытный вывод: "Эхо" слушают люди благополучные и обеспеченные. Согласны ли Вы с ним?
Алексей Венедиктов:
Не согласен. Во-первых, мы тут недавно спрашивали слушателей в присутствии министра связи Реймана, у кого есть мобильные телефоны. 46% позвонивших имеют телефоны, остальные - нет. Поэтому извините, но насчет состоятельности я сомневаюсь.
Да, большая часть наших слушателей (почти 67%) имеет машину. Многие имеют высокий доход. Но нас слушают люди и с низким доходом, и значительная их часть - бюджетники.
Я бы выстроил характеристику по-другому. Я бы сказал, что "Эхо Москвы" слушают люди самостоятельные. Они сами себя делают, приходят к собственным выводам, принимают самостоятельные решения. Мы не даем им рецепты, но предлагаем варианты. А они сравнивают нашу информацию с тем, что знают сами.

OnAir.ru: Как обстоят дела "Эха Москвы" в регионах? И какие люди будут слушать вас там?
Алексей Венедиктов:
До недавнего прошлого мы заключали соглашения с региональными партнерами, они брали у нас часть программ. Но после войны, которая была развязана государством против Гусинского, многие наши партнеры по разным причинам отказались от сотрудничества.
И с прошлого года мы перешли на новую схему работы: выигрываем себе лицензии и организовываем редакции от себя. В этом году получили лицензии на вещание в Самаре, Казани, Оренбурге и Томске. Плюс Нижний Новгород, где появится "Арсенал".
Кто нас будет слушать в регионах, я не готов говорить, - нужно, чтобы прошло время.

OnAir.ru: Вы затронули тему владельца радиостанции… Ощущаете ли вы лично то, что "Эхо" сейчас юридически подконтрольно "Газпром-медиа"? Как на развитие радиостанции влияет ее хозяин?
Алексей Венедиктов:
На общих собраниях это влияет на меня как на акционера, потому что я не только главный редактор, но еще и акционер, а "Газпром" - мой старший партнер.
Влияют ли на меня как на главного редактора? Конечно, нет. Есть одно условие: редакционная политика, кадровая политика - это прерогатива главного редактора. Они могут со мной разговаривать, но заставить меня сделать что-то невозможно. И никакого политического давления за эти годы не было.
Наглядный пример: сейчас я веду переговоры с сотрудниками ТВС, уже договорился, что на "Эхе" будет работать Владимир Кара-Мурза, но акционеров в связи с этим только поставил в известность. Главное - я укладываюсь в рамки моего бюджета и считаю, что приход этих людей увеличит рейтинг станции. Остальное их волновать не должно.

OnAir.ru: Вы говорите, что приглашаете новых людей, но в большинстве своем рубрики годами не меняются, звучат одни и те же голоса. Почему "Эхо" настолько консервативно в этом отношении?
Алексей Венедиктов:
Я не соглашусь с Вами, что у нас не идет обновление. Мы просто не сторонники частого обновления и придерживаемся консервативного подхода.
Я вообще считаю, что радио - это вещь семейная, домашняя. Многие журналисты через приемник становятся членами семьи. Когда один из них уходит в отпуск, на пейджер во время моих эфиров приходят вопросы: "А где этот сотрудник? Что с ним случилось? Не заболел ли он?" У каждого журналиста своя группа фанатов. Это люди знакомые, они все знают: что мы женились, родили детей, разошлись…
И в этой связи по всем опросам аудитория "Эхо Москвы" обладает максимальной лояльностью. Есть такой термин в проводимых опросах - "лояльность". Это означает, что слушатели могут с нами ссориться, оскорблять нас, мы им можем не нравиться - все, как в семье. Таким образом мы держим часть аудитории.

OnAir.ru: Хорошо, но, допустим, придет завтра на "Эхо" молодой человек и скажет: "Хочу у вас работать". Ваша реакция?
Алексей Венедиктов:
Приходят… Первая позиция: если есть деньги, - есть место. Все же радиостанция - бизнес-структура с определенным штатным расписанием. Если есть вакансии, все зависит от того, кем человек хочет работать. Если он хочет вести новости, например, я отдаю его Марине Королевой…
А потом Марина приходит и говорит: "Какие новости? Человек не выговаривает 32 буквы алфавита и путает Буша с Путиным".

OnAir.ru: Какими же качествами, навыками должен обладать Ваш потенциальный сотрудник?
Алексей Венедиктов:
Самоиронией. Человек не должен к себе относиться серьезно. Как только он начинает "выполнять миссию", "нести свое слово в народ" и "глаголом жечь сердца людей", зверей, птиц и т.д., то все - это конец для радиожурналиста.
К себе надо относиться несерьезно. Когда я беру человека на работу, я должен чувствовать это качество. Если оно есть, это уже значительный плюс. Ну, и, конечно, должно прилагаться образование, чтобы человек отличал того же Буша от Тернера.

OnAir.ru: Рейтинг "Эха" по Москве в два раза выше, чем у "Маяка-24". Чем вы можете это объяснить  - известной оппозиционностью станции или, опять же, кадрами?
Алексей Венедиктов:
Вообще, я к конкурентам отношусь позитивно, потому что они заставляют нас шевелиться. Всякий раз, когда активизируется или появляется очередной конкурент, у нас в редакции садятся специальные люди, которые отслушивают новую сетку, следят за радиостанциями, предлагают нам дальнейшие ходы. Иными словами, я отношусь к конкурентам как к плетке, которая должна нас подхлестывать, чтобы мы не слишком зазнавались.
Второй момент: журналист, с моей точки зрения, всегда должен быть оппозиционен власти. В любой аналитике, в разборе любого решения властного органа должно вычленяться позитивное и негативное для наших слушателей. И когда государство не является нашим владельцем, акционером, мы можем анализировать это достаточно свободно.

OnAir.ru: Что и привлекает в итоге слушателей?
Алексей Венедиктов:
Да. Государственная радиостанция вынуждена даже при наличии блестящих журналистов учитывать интересы своего владельца. Мы тоже учитываем их интересы - во всем мире так. Но у государства интересы всюду, а у частных владельцев зона интересов ограничена, предположим, алюминием, нефтью. И вот только эта зона для журналистов частной компании закрыта, остальное - пожалуйста. У нас изначально больше шансов, зона "обстрела", анализа шире…

OnAir.ru: Как Вы относитесь к концепции fast-radio своего бывшего конкурента "Новостей он лайн"?
Алексей Венедиктов:
Сергей Корзун что-то подобное предлагал делать и у нас. Тогда я не принял план переформатирования "Эха Москвы" в приблизительно такое. Как я понимаю, это и стало одной из причин ухода Сергея с радиостанции.
Когда появились "Новости", я внимательно их послушал, но сразу сказал, что это не мое радио.

OnAir.ru: Вы вынесли из эфира коллег что-то, что с успехом можно было бы внедрить на "Эхе"?
Алексей Венедиктов:
Оттуда можно вынести одну важную вещь - тщательную работу со звуком. Сергей очень силен в этом тоже, и он сделал блестящее звучание. Но блестящее звучание - это даже не форма, это ее часть. А содержание?
Что такое записанные новости? Я не могу себе этого представить. Кроме того, я принципиально считаю, что радио в России сложилось как домашнее СМИ, здесь очень важна индивидуальность ведущего. А там не было индивидуальности, как вы помните, журналисты даже не представлялись.
Это как игрушка, которая может быть дополнением к чему-нибудь, как клуб "Челси" для Романа Абрамовича, у которого есть и нефть, и алюминий, и много чего еще. Очень хорошо, ярко, познавательно, но коммерчески неудачно.
Хотя я сказал владельцу "Новостей он лайн", что не одобряю их поспешного решения об отказе от этого формата.

OnAir.ru: Кого же вы в таком случае считаете своими настоящими конкурентами?
Алексей Венедиктов:
"Маяк 24", "Авторадио" в известной степени, "Свободу", "Радио 7"…
Но что значит "конкуренты"? В нашем формате сейчас работают станции, которые я назвал, но они не нацелены на то, чтобы откусить часть нашей аудитории. Конкурент - это радио, которое строится так же, как и "Эхо Москвы", обладает такими же возможностями.
В 1997 была смешная история: руководство "Маяка" пошло к высшим чиновникам и сказало, что им надо побить "Эхо Москвы", надо, чтобы к ним на эфиры ходили гости. Был начертан график прихода министров на "Маяк"… Этим все сказано.
Конечно, когда приходит министр, то слушательская аудитория повышается. Но допустим, что у нас дефолт, а у них - министр культуры, приход которого расписан в графике. Я же могу отменить любого министра, могу не позвать любого человека, радио "Эхо Москвы" работает на сегодняшние новости, гости - это продолжение и одновременно создатели новостей. Мы очень гибкие, в отличие от своих конкурентов…

OnAir.ru: Вам никогда не хотелось работать на государственном радио, попытаться что-то изменить там?
Алексей Венедиктов:
В 1997 году мне предлагали стать главным редактором одной из государственных радиостанций, но я тогда на встрече произнес совершенно внятную фразу: вы завтра начнете новую чеченскую войну, и что я буду делать? Как я буду ее освещать, если буду не согласен с вами?
Я имею у них репутацию сумасшедшего, блаженного или юродивого. Это неправильно: я очень хитрый, а нисколько не сумасшедший. Но если им так нравится так думать, пусть утешают себя этим.
Все знают, чего от меня ждать, я совершенно не являюсь внезапным. Моя позиция публична, я ее каждую неделю озвучиваю в передаче "Без посредников". По большому счету, это они от меня отказались, потому что поняли, что, если действительно что-нибудь такое начнется, на меня положиться будет нельзя: я буду делать то, что считаю правильным. Играть в чьей-то команде я не стану.

OnAir.ru: Вы как-то сказали, что хотите, чтобы две Ваши станции, "Эхо Москвы" и "Арсенал" конкурировали друг с другом. Насколько это возможно при одном главном редакторе и почти одном и том же составе сотрудников?
Алексей Венедиктов:
Возможно, сотрудников мы еще будем добирать, когда концепция определится.
А в чем здесь странность? Есть издательские дома, которые выпускают глянцевые журналы, конкурирующие между собой. Задача коммерческого издания - чтобы оно вышло на самоокупаемость и приносило доход. Наша задача - чтобы "Арсенал" вышел на самоокупаемость, причем "Эхо" не должно ее потерять.

OnAir.ru: Концепция "Арсенала" уже полностью сформировалась?
Алексей Венедиктов:
Это точно будет разговорное радио, оно находится в процессе "обкатки". Там нет пока супергостей, но идут разговоры со слушателями.
С "Арсеналом" у нас две проблемы: проблема концепции и проблема звука. По концепции я надеюсь, закончим осенью и в середине сентября мы выйдем со стопроцентной оригинальной программой. А по звуку, по усилению передатчика мы работаем…

OnAir.ru: Вы известны в широких кругах, обладаете каким-то влиянием. Как Вы это используете и насколько активно участвуете в делах отрасли?
Алексей Венедиктов:
Я участвую в Индустриальном комитете, в радиосообществе и, скажем откровенно, в политическом лоббировании. И лоббирую я не свою радиостанцию, а в целом радиовещание в России. Если я что-то пролоббировал в законе в Москве, то это отразится на станции в Ханты-Мансийске.
"Эхо" сотрудничает с Национальной Ассоциацией Телерадиовещателей, Фондом Независимого Радиовещании. Но не сотрудничает с Медиасоюзом и "национальными" премиями…
Мы не считаем, что сейчас существует по-настоящему национальная премия. Для нас Премия Попова или "Радиомания" - партийные премии, мы же не хотим занимать какую-либо партийную позицию.

OnAir.ru: Неужели вам не было бы лестно получить бронзовый микрофон "Радиомании"?
Алексей Венедиктов:
Мы бы его не взяли, потому что мы знаем, когда и для чего создавался Медиасоюз…

OnAir.ru: А Премия Попова?
Алексей Венедиктов:
Эта премия была угроблена ее основателями, когда сначала они согласились на "Радиоманию", а позже вышли с непонятным уставом…

OnAir.ru: Но ведь в этом году Александр Плющев специально вышел из состава жюри Премии Попова, чтобы его программа "Серебро" могла участвовать в конкурсе…
Алексей Венедиктов:
Программа "Серебро" была выдвинута не им самим, а слушателями. Но я вас уверяю, что этого больше не повторится. Программы "Эхо Москвы" в дальнейшем будут сниматься редакцией, как бы слушатели не хотели обратного, потому что это влияет на нашу репутацию. Когда премия Попова станет общенациональной, тогда мы будем в ней участвовать.
Все просто: мы хотим, чтобы все было прозрачно, чтобы люди понимали, за что и как они получают премии. Нам премий уже не надо, мы уже "опремлены" и знаем себе цену. Но мы готовы, например, участвовать в организации национальной премии "ТЭФИ" для радио, если туда соберутся все, включая Медиасоюз, Союз журналистов, Премию Попова. Готовы участвовать и даже стать площадкой, если это кому-то интересно, для того, чтобы была создана действительно национальная радийная премия.

OnAir.ru:  И последний вопрос. Вам всегда что-то мешало отметить свой день рождения, потому что уже много лет в двадцатых числах августа происходят какие-то катастрофы. Не ощущаете ничего зловещего в цифре "13"?
Алексей Венедиктов:
Я думаю, что этот год будет счастливым исключением. В этой цифре достаточно уже того, что она сама по себе "13". Но будет же еще и "14", и "15"…

22 августа 2003 г.


* - Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны экстремистскими организациями на территории России.

# 7194 от 22.08.2003 05:52 г. - OnAir.ru



  На главную
Полная версия сайта

2000-2023 гг. © OnAir.ru - Наши контакты