19.04.2024, пятница


"На Самом Деле!" на "Хит-FM": "Шоу о мире людей"


Регина Мамыкина

28 июня радиостанция "Хит-FM" устраивает первую масштабную внеэфирную акцию с момента переформатирования: на аэродроме Мячково будут чествовать июньских победителей игры "Сезон охоты". О самом мероприятии мы обязательно расскажем позднее, а пока - представляем вам вечернее шоу "На Самом Деле!", в рамках которого проходит игра. На вопросы OnAir.ru ответили продюсер программы Григорий Ростов и ее ведущие - Лена Батинова и Дмитрий Бобров.

OnAir.ru: Переформатирование "Хит-FM" произошло в сентябре 2002 г. Практически через месяц в эфир вышло утреннее "NO PASARAN Шоу". На каком этапе стало понятно, что надо вводить в эфир и вечернее шоу?
Лена Батинова:
То, что у нас появится и утреннее, и вечернее шоу, было запланировано с самого начала, потому что наличие и того, и другого - хороший показатель для любого радио. В феврале-марте этого года мы начали думать над его концепцией, было решено, что вести его буду я.
Сперва у меня была мысль сделать шоу своего рода радио-сериалом, в котором каждый день рассказывалась бы новая история, но я не знала, как все это организовать. Я же не сценарист, я исполнитель. Тогда мы стали искать того, кто знал бы, как это сделать, и нашли Гришу.
Григорий Ростов: Да, когда я пришел, скажем условно, была готова фабула шоу. При мне появился сюжет.

OnAir.ru: Чем вы руководствовались, определяя время выхода шоу в эфир?
Григорий Ростов:
Мы хотели попасть в тот промежуток времени, когда люди уже закончили свой рабочий день (собираются домой, едут за покупками, стоят в пробках), но еще не засели перед телевизором. Мы очень ловко попали в эту "дырочку" с 18:00 до 21:00. По сути, наши слушатели - это люди пробок. Они уже отдыхают от работы, но еще не приступил к полной релаксации и способны принять участие в игре, обсуждении какой-то темы.

OnAir.ru: То есть вы ориентируетесь на людей взрослых, работающих. Это не расходится с возрастными характеристиками основной аудитории "Хит-FM"?
Лена Батинова:
Наверное, расходится. Когда Гриша пришел на "Хит-FM", основной пласт аудитории составляли люди 16-25 лет. При этом активную ее часть - подростки школьного возраста. А их жизненного опыта часто оказывается недостаточно для того, чтобы поддержать более-менее серьезную тему.
Григорий Ростов: Поэтому мы хотели немного поднять возрастную планку аудитории - скажем, до 25+. Нам это удалось, уже в первый день звонили вполне адекватные, эмоционально заряженные люди. Хотя и тема была богатая: "Женщины за рулем". Теперь исследования показывают (да это и по звонкам видно), что основная аудитория шоу - от 25 до 35 лет.

OnAir.ru: О подборе ведущих. То, что вести шоу будет Лена, было ясно с самого начала. А Диму искали долго?
Лена Батинова:
Ужасно! Было очень сложно, два месяца длился совершенно бешеный кастинг, абсолютно безрезультатный, я уже начинала впадать в апатию. И тут Гриша привел Диму…
Дмитрий Бобров: Который просто зашел на станцию попить чайку :)). Просто я только что приехал в Москву из Питера и совершал по радиостанциям обход своих многочисленных знакомых. За этим занятием меня Гриша и застал.

OnAir.ru: А как вообще проходил кастинг?
Григорий Ростов:
В два этапа. Во-первых, мы просили человека прочесть расписанный по ролям сценарий, - для того, чтобы понять, может ли он осмысленно произносить чужой текст. И во-вторых, пробовали свободно поговорить на какую-либо тему.
Нам прежде всего было важно, какой background у человека, сможет ли он быть в эфире таким же естественным, как Лена. Даже не хотели брать уже состоявшихся ди-джеев, потому что они слишком "зашорены": у каждого из них есть определенный набор интонаций, они смеются даже ненатурально. А у Димы получилось. Он работал на телевидении, делал видеосюжеты, поэтому был далек от "узкоколейности" большинства ди-джеев.

OnAir.ru: К самому шоу. Насколько жестко оно структурировано и из каких частей состоит?
Лена Батинова:
Оно действительно структурировано, но не так жестко, как утреннее, например. Утром аудитория сменяется быстрее, поэтому существует жесткая разбивка программ на часы. У нас более гибкие временные рамки, мы можем сделать программу на полтора часа, 20 минут, и это будет нормально слушаться. Например, недавно мы продлили наше ток-шоу с часа до полутора - по "многочисленным просьбам радиослушателей", они просто не успевали выговориться.
Григорий Ростов: Мне кажется, что в наше шоу мы уместили все возможные элементы, которые только возможны на радио. 
С 18:00 до 19:30 у нас ток-шоу, со звонками слушателей, мнениями экспертов и пр. С 19.30 до 20.00 - так называемая "любовная забава" - игра "Сезон охоты". С 20 до 21 часа - программа по заявкам "Просто песня". В рамках этого же часа проводим игру "Метод тыка" или "Открой звезду".
Кроме того, каждый час открывается новостями. Новости готовятся корреспондентом нашей программы, и зачитывают их Лена с Димой. Это пять главных событий или же пять личностей, которые определили картину дня. Мы не отметаем политические или трагически новости, не пытаемся их смягчить. Эти события волнуют нас, как и наших слушателей. Так же, как в обычной жизни, мы не прячемся от них, но и не "зацикливаемся" на проблемах, поэтому считаем возможным сочетание серьезных новостей и основной части шоу.

OnAir.ru: Давайте пройдемся по каждой программе. Как выбираются темы для ток-шоу?
Дмитрий Бобров:
Темы невозможно исчерпать, потому что, как мы говорим в самом начале передачи, шоу "На Самом Деле!" - это шоу о мире людей. Мы идем против правил, у нас нет запретных тем. Именно этим мы интересны слушателям, здесь можно обсуждать абсолютно все. В целом, когда мы выбираем тему, для нас важно, интересна ли она, и возможна ли полярность точек зрения на нее.

OnAir.ru: Вот это очень интересно. По каждой теме находятся всегда две противоположные позиции. Кто-то обязательно "за", кто-то "против".
Григорий Ростов:
Настоящим профессионализмом считается, когда ведущие не заинтересованы в теме, просто играют роль модератора: "Сейчас я спрошу вот этого гостя и не буду это никак оценивать". Мы же решили от всех этих традиций отказаться, чтобы слушатели могли занимать ту или иную сторону, и на самом деле вызвали тем самым настоящий ажиотаж. Практически это обеспечивает нам аудиторию.

OnAir.ru: Как вы распределяете роли? Сложно отстаивать не близкую тебе точку зрения?
Лена Батинова:
Сложно. Идеальный вариант, конечно, когда наши личные позиции расходятся, как того требует жанр. Но с самого начала мы поняли, что, если ты не можешь определиться, какую позицию занимаешь, надо просто влюбиться в эту роль. Только тогда ты сможешь защищать "свою" позицию.
Дмитрий Бобров: Все зависит от темы. Мне тяжело было говорить про наглых людей. Я по жизни ужасно не люблю хамства, а по сценарию программы должен был говорить, что наглость  - это второе счастье. Но как сказала Лена, "если не так, то никак"…

OnAir.ru: Случается, что вы сходитесь в едином мнении к концу программы?
Лена Батинова:
Мы делаем вывод из темы, частично исходя из звонков слушателей. Но нет такого, чтобы кто-то кого-то убедил, и тот полностью изменил свое мнение. Это было бы не интересно.

OnAir.ru: Вам не кажется, что подобными рассуждениями, полярными точками зрения вы упрощаете спор, все приводя к формам "я - за" и "я - против". Или этого требует специфика вечернего времени?
Григорий Ростов:
Это жанр радиошоу, который подобен уголовному процесу: есть прокурор, есть адвокат. Слушатели - свидетели, со стороны обвинения и защиты.

OnAir.ru: Не получится так, что у каждого ведущего сформируется своя команда слушателей, которые поддержат его независимо от собственной точки зрения?
Лена Батинова:
Нет, думаю, такого не будет. Очень часто звонят люди, которые говорят, что обычно находятся на моей стороне или стороне Димы, но вот именно по этому вопросу не могут с нами согласиться.

OnAir.ru: ОК. "Сезон охоты" - в чем состоит игра?
Григорий Ростов:
В студию приходит слушатель, которого мы выбираем по письму, и ему звонят два претендента противоположного пола. Они отвечают на несколько вопросов и, судя по ответам, наш гость выбирает того из них, с кем хотел бы встретиться. Одновременно идет голосование слушателей, и, если мнения гостя и народа совпадают, мы отправляем пару в ресторан, клуб, кино и т.п.  
В первую неделю каждого месяца к нам приходят звезды. В первую неделю апреля, у нас были Дима Билан, Лена Зосимова, Саша и участник группы "Премьер-министр". В начале мая - ведущие MTV. В начале июня - участники второй "Фабрики звезд".
Поскольку мы играем в Москве и разыгрываем московские призы - романтические вечера в московских заведениях, - задачей нашей было каким-то образом подтянуть слушателей из регионов. Поэтому мы решили сделать так, чтобы они голосовали и решали судьбы наших участников. Таким образом мы подключили к игре большинство городов, в которых вещаем.

OnAir.r: Что-нибудь известно о том, как проходили в итоге эти романтические вечера?
Лена Батинова:
Специально мы это не отслеживаем, но сегодня, например, к нам приходила девочка, которая участвовала в "Сезоне охоте". Она теперь встречается с тем молодым человеком, с которым выиграла поход в ресторан. Пришла нас поблагодарить.
Григорий Ростов: Мы планируем сделать мега-акцию: 28 июня собираем всех наших победителей за июнь на аэродроме Мячково, устраиваем для них банкет, катаем на самолете, вертолете. Такая большая "любовная забава" на выезде.
 
OnAir.ru: Что такое "Метод тыка" и "Открой звезду"?
Дмитрий Бобров:
"Метод тыка" - это спортивная игра, где, как в дартсе, нужно попасть в "десятку", угадать мнение большинства. Слушателю надо абстрагироваться от себя, такого оригинального, и понять, как думает народ на улице. Заранее задаем пятидесяти респондентам простой вопрос, например: "Что стоит?", потом подсчитываем ответы, делаем сводную таблицу: самые популярные и непопулярные ответы. Если слушатель угадал самый популярный ответ, то он получает наш подарок. Например, на вопрос "Что стоит?" большинство ответило, что это памятник.
"Открой звезду" построена по следующему принципу: мы загадываем "звезду", а слушатель должен ее угадать с помощью трех подсказок. Каждая последующая подсказка менее сложная. 

OnAir.ru: А "Просто песня" - просто программа по заявкам?
Дмитрий Бобров:
Нет, в последнее время мы стали задавать слушателям вопросы. Например, какие были первые джинсы, свадебные платья. Оказалось, что девушки на последнюю тему готовы говорить часами. Мы поняли, что слушателям приятно вспоминать. Сразу появляется поток положительных эмоций.

OnAir.ru: Ну, и под занавес. На III Московском РадиоФоруме Григорий назвал "На Самом Деле!" первым профессиональным радиошоу в России. Что имелось в виду?
Григорий Ростов:
То, что оно сделано по законам классического американского  ток-шоу. В чем они состоят?
Во-первых, обязательно должна присутствовать полярность точек зрения ведущих, которая притягивала бы слушательский интерес. Либо должен быть вечерний гость, которому слушатели задают вопросы.
Во-вторых, нельзя быть скучными. Что мы чаще всего слышим в эфире? Звонит слушатель, и начинается: "Как Вас зовут? Из какого города будете? Ну, и как там с погодой? Учитесь, наверное?" Это ужасно скучно, тут нет эмоции.
Наконец, третий закон - присутствие аудитории в эфире. Если на телевидении эффект ее присутствия может обеспечить студия, в которой сидят люди и хлопают, то на радио это гораздо сложнее. Мы стали называть количество позвонивших, приславших сообщения на пейджер, тем самым показывая, что, утрированно, "Вы, тетя Валя, - не единственный человек, кто нам позвонил".

OnAir.ru: А звонят действительно много?
Григорий Ростов:
Да, но самое интересное, что дозваниваются разные люди. Известно, что на каждой станции есть телефонные профессионалы, которые умудряются всегда дозваниваться в эфир и выигрывать призы. У нас их не стало, потому что обычные слушатели перебивают им линии.
Вообще, слушательская активность во многом зависит от менталитета, а наша страна слишком долгое время была закрытой, всех приучили меньше говорить, не выпендриваться. Поэтому звонящая взрослая аудитория - это почти что чудо. Молодежь родилась в другой стране, она другая. Эти люди говорят то, что думают. Когда же звонят взрослые, это означает, что они побороли какие-то свои внутренние комплексы. Я готов приписать это и к своим личным достижениям. :))

9 июня 2003 г.


* - Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны экстремистскими организациями на территории России.

# 10526 от 10.06.2003 02:04 г. - OnAir.ru



  На главную
Полная версия сайта

2000-2023 гг. © OnAir.ru - Наши контакты