19.04.2024, пятница

Книги: Маяк







Книги >>>

"Позывные тревог и надежд. "Маяк". 40 лет в эфире". - М.: "Вагриус", 2004.
Под редакцией к.и.н. Г.А.Шевелева и редактор-составитель Б.А.Брацыло

Приобрести книгу: "Книжный Клуб 36.6". Тел.: 540-45-44

Аннотация

К 40-летию радиостанции «Маяк» в издательстве «Вагриус» вышла книга «Позывные тревог и надежд. ”Маяк”. 40 лет в эфире». Содержание книги составляют главы об истории и причинах долголетия «Маяка», взаимозависимости и взаимосвязи жизни радиостанции и государства. Они составлены журналистами станции и дополнены архивными документами и фотографиями из личных архивов корреспондентов «Маяка». Книга вышла под редакцией к.и.н. Г.А. Шевелева, редактор-составитель – Б.А. Брацыло. Объем - 527 страниц. Тираж – 5 тысяч экземпляров.

Издание носит не только юбилейный характер, но и представляет интерес для исследователей, изучающих новейшую историю России, теоретиков СМИ, специалистов в области радиовещания, преподавателей и студентов факультетов и отделений журналистики, отечественной истории и политологии, других гуманитарных специальностей вузов страны и ближнего зарубежья. Книга также ориентирована на широкий круг читателей, которые и являются собственно аудиторией радиостанции «Маяк».

 

Отдельные главы книги читайте на интернет-сайте ГРК "Маяк"

Рецензии на книгу

«МАЯКУ» 40, НО ЭТО ЕЩЕ НЕ ВОЗРАСТ…
ЖИЗНЬ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ

На первый взгляд может показаться, что книга составлена несколько эклектично. Но если содержание сопоставить с самой историей этой великой российской радиостанции, то определенная эклектика исторически обусловлена. За 40 лет одна из мощнейших радиостанций Советского Союза проделала огромный творческий и технический путь, перешла в 21 век с новыми формами и содержанием. А ведь многие радиостанции так и остались в «том времени»…
Объемный иллюстрированный труд многочисленных авторов книги щедро снабжен фотографиями прошлых лет и дней сегодняшних. По замыслу авторов книги, вероятно, не было необходимости фотоматериалы об истории «Маяка» и его людях делить по разделам, как это обычно делается в такого рода сборниках. Уникальность фотографий представляет особую ценность. Многих людей уже давно нет в живых, а память о них жива и будет жить именно благодаря книге. Юбилейная книга представляет собой рассказы очевидцев, то есть, тех, кто когда-то работал на «Маяке», работает там и сегодня. Это отдельные целостные произведения, в основном, исторического характера. В книге – не только яркие интересные впечатления от работы на «Маяке» того или иного журналиста, но и рассказы тех, кто лишь наблюдал за «кухней» радиостанции, был рядом в те или иные годы. Мне самому довелось быть причастным к «Маяку» внеся в его эфир свой скромный вклад с 1989 по 1998 годы (внештатно и в качестве штатного сотрудника). Это был самый демократичный, новый, энергетически насыщенный этап радиостанции. Советского Союза уже практически не было, а новое государство Российское еще не создано. Журналистам радио была предоставлена полная свобода слова. Эфир «Маяка» был полон смелых комментариев, интересных репортаже, новостей. Об этом прекрасно пишет в книге старейший сотрудник «Маяка», талантливейшая журналист Вера Щелкунова в своей статье «Хватит вещать». Статья написана настолько ярко, образно, в легкой и искренней стилистике, что, даже работая с авторов в течение 9 лет в одной редакции, не престаю восхищаться журналистским мастерством одного из авторов книги. Так написать о новом «формате» «Маяка» (конец 80-х годов прошлого века), когда коренным образом изменилась сетка и система вещания радиостанции – смог только журналист, действительно переживавший за своих коллег и прославленную редакцию. В то время появились первые информационно-музыкальные панорамы «Маяка», о которых не менее захватывающе пишет известный ведущий, автор репортажей из первого российского парламента Александр Рувинский в статье «Секундный эксперимент».
С исторической точки зрения также интересны статьи ветеранов советского и российского радиовещания (В.Зорин, Ю.Летунов, Г.Шевелев, М.Гинденбург и многие другие), которые в свое время занимали (и занимают) разные должности в системе государственного радиовещания и телевидения, в том числе, на «Маяке» и в «Последних известиях». Публицистически выдержанная, глубокая и интересная получилась статья Георгия Зубкова «Размышления без микрофона». Ведущий политический обозреватель радио и телевидения образно, хроникально и исторически точно описывает не только историю «маяка», но и происхождение его первых сотрудников, специфику работы советского радио до создания «Маяка». Объемный материал Георгия Зубкова посвящен «Маяку» как новой радиостанции, работающей в системе немногочисленных СМИ тех лет, и людям, его создававшим, подчас ценой собственной карьеры. В книге умышленно не упомянуты все сотрудники «Маяка», в свое время отдавшие десятки лет служению радиостанции. Для этого пришлось бы составлять несколько томов или писать отдельный труд, так как неоценимый труд этих редакторов, режиссеров, корреспондентов заслуживает отдельного повествования.
К достоинствам этой книги, думаю, следует отнести ту самую эклектичность, на первый взгляд, случайность и хаотичность в подборе статей. В книге не прослеживается четкой хронологии (от истоков к современности). Каждый из авторов, представляющих разное поколение «Маяка», обязательно касается истоков радиостанции, рассказывает о «своем «Маяке» и, разумеется, своих коллегах и наставниках. И все это в историческо-повествовательном контексте. Все это чередуется фотоиллюстрациями, не привязанными ко времени или очередной статье, но представляющими исключительную значимость.
Огромную историческую и публицистическую ценность представляют статьи собственных корреспондентов «Маяка» в регионах, а в былые времена в городах Советского Союза. Это воспоминания Владимира Плотникова, который был собкором Всесоюзного радио и Центрального телевидения в Иркутске, Ворошиловграде и сейчас работает в Крыму. В его статье «Свет далекой звезды» он вспоминает далекие годы и тех людей, кого приводил к микрофону «Маяка».
Есть в книге воспоминания людей, имевших к «Маяку» лишь опосредованное отношение, но чей опыт сотрудничества с радио будет чрезвычайно интересен самому широкому кругу читателей. Это Агния Барто, Ольга Высоцкая (прославленная диктор радио, периодически читавшая выпуски «Маяка» вплоть до 90-х годов), Аркадий Ваксберг, Людмила Петрушевская и Даниил Гранин, который, кстати, написал великолепный очерк о мастере радиорепортажа, много лет проработавшем собкором «Маяка» в Ленинграде (Петербурге) Матвее Фролове.
Многие, очень многие люди (всех не перечислишь) поделились в книге своими искренними, душевными рассказами о работе на «Маяке», своих учителях и коллегах. Авторы статей – и представители современного поколения, так сказать, нового «Маяка». За 40 лет работы великой радиостанции в эфире те, кто взрослел и набирался опыта на «Маяке», уже стали ветеранами, передают опыт молодым. На современный «Маяк» пришли новые люди, с новыми идеями, новым подходом. «Маяк» сегодня – это цифровое вещание, новая техника и технология. Но никакая техника не заменит тот уникальный человеческий ресурс, что всегда отличало «Маяк» от других крупных российских радиостанций. И се это – от истории радиостанции, от черно-белых фотографий разных лет до статей об интеграции «Маяка» в современную мировую технологическую систему СМИ – в книге, у которой, наверное, один автор – сам «Маяк».
Итак, наиболее полная, по журналистски одушевленная, стилистически красочная и богатая история одной из величайших радиостанций Советского Союза и современной России – в книге «Позывные тревог и надежд. «Маяк». 40 лет в эфире».

К.Ю. Новиков,
Кандидат филологических наук, преподаватель
Кафедры телевидения и радиовещания МГУ
им. М.В.Ломоносова,
сотрудник «Маяка» с 1989 по 1998 гг.


ПОЗЫВНЫЕ ТРЕВОГ И НАДЕЖД, ИЛИ «МАЯК». 40 ЛЕТ В ЭФИРЕ

Так, собственно, и читается название книги, выход в свет которой приурочен к 40-летию радиостанции.
Очень хочется, чтобы книгу просмотрели, а потом и прочли мои современники. Тому есть несколько причин.
Воспоминания людей, волею исторических обстоятельств сорок лет назад создавших радиостанцию «Маяк», не могут не волновать своей искренностью.
Книга ладно скроена и добротно сшита, снабжена  содержательными преамбулами к каждой из одиннадцати глав.
Их названия, говорят сами за себя: «От радиомаяков к радио «Маяк», «Хроника первых минут», «Обычная командировка», «Вести издалека», «Не только информация», «Цена профессии», «И всё это – классика», «Микрофон включён»…
Заметно, что составителей не заботила хронология событий, связанных с «Маяком». Книга построена по логике жизни людей в профессии журналиста информационного радиовещания.
Книга содержит много уникальных фотографий из личных архивов участников издания - как память о наиболее ярких событиях за сорок последних и, надо признать, не самых спокойных лет в жизни страны, озвученной «Маяком». 
И что замечательно, в вышедшем издании присутствует живой нерв истории, благодаря сохранившимся в воспоминаниях корреспондентов радио «Маяк» и его гостей ярких штрихов житейских историй, фактов и эпизодов, случавшихся при подготовке передач или освещении политических событий в «прямом» эфире.
Взять хотя бы историю молчания центрального радио в течение ш е с т и   м и н у т (!!!), рассказанную Георгием Зубковым, впоследствии известного журналиста-международника. Невероятно, но такое случилось при выступлении Н.С. Хрущёва, тогда Генерального секретаря ЦК КПСС, с докладом на крупном совещании в Алма-Ате.
А вот следующий факт из этого ряда хотелось бы изложить полнее – в нём есть секрет «подарков судьбы» в тяжёлом труде журналиста, предопределявших подчас творческие удачи.
Журналист «Маяка» Ада Петрова вспоминает, как ей поначалу трудно давалась беседа с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем. Она пишет:
-Он был недоступен. Хмур. Закрыт. Гений. Иногда я впадала в ступор, сидя перед ним. Перед каждой встречей с ним у меня дрожали колени, и сосало под ложечкой. Однажды он сел за рояль, стал играть, глядя мне в лицо, и у меня вдруг потекли слёзы.
-Ну, что вы, что вы, - сказал он. А я вдруг спросила: «А вы когда-нибудь плакали? И он, нервно теребя пальцы, заговорил:
-Плакал однажды в Ленинграде во время блокады. Плакал от горя за страну, за свою семью и соотечественников, от того, что у меня нет приличного костюма и носки рваные, а мне выступать. Хотя, в сущности, последнее обстоятельство меня мало волновало. Я закончил тогда Седьмую симфонию, Ленинградскую, и мне предстоял концерт в нашей филармонии перед голодными, исстрадавшимися людьми. Терзающие душу воспоминания….
Подобные фрагменты памяти в книге связаны и со многими другими известными деятелями отечественного театра, кино, литературы, а также их спутниками и спутницами по жизни. Вот лишь некоторые из этих имён: Свиридов, Хачатурян, Товстоногов, Андроников, Лиля Брик и др., причём некоторые из них, в свою очередь, вспоминают о коллегах и выдающихся деятелях искусства, своих предшественниках.
В книге немало журналистских откровений космической, научной, спортивной тематики, воспоминаний о героике прошедших лет и великих строек, как тогда говорили, «коммунизма».
Некоторые детали обогащают уже окрепшие в нашей памяти образы популярных в прошлом дикторов, комментаторов, ведущих отечественного радио.
Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что при упоминании имени Вадима Синявского большинство вспомнят этого человека как мастера спортивного, главным образом, футбольного репортажа. А ведь Синявский, оказывается, будучи корреспондентом радио, первым сообщил, что Сталинград не сдался немецко-фашистским захватчикам.
И ещё один пример. Он связан с легендой информационного вещания Юрием Борисовичем Левитаном, Юрбором, как между собой звали Левитана его коллеги. Именно его, тогда ещё совсем молодого диктора радио Гитлер обещал повесить, как только войдёт в поверженную Москву. А Левитан в это время разыгрывал редакционные «капустники», что впоследствии ему как главному «государственному голосу» запретили делать, и скакал в холле через сдвинутые столы, чтобы размяться между чтением сводок Совинформбюро.
«Позывные тревог и надежд» свели, а это следует из комментариев составителей, на страницах книги  авторские материалы практически всех из возможных работников «Маяка» времён  его становления и более позднего периода, пожелавших откликнуться на просьбу авторов проекта поделиться своими воспоминаниями.
Чуть выше отмечалось, что в книге много фотоматериала. На фотографиях, в основном, из личных архивов – сотрудники редакции - в работе, в гуще событий, с ними рядом – герои и друзья «Маяка», известные стране люди. Снимки, как правило, любительские, а поэтому искренне передают атмосферу времени, характеры людей, уже тогда ставших живыми легендами истории.
Мой вам добрый совет – откройте «Позывные тревог и надежд» и перед вами отступят многие тревоги за сегодняшний день, и добавится спокойствие за завтрашний. Гарантия тому - история страны, её героев и простых людей, изложенная в книге сотрудниками «Маяка» за сорок лет его страды в эфире.

       Заслуженный работник культуры Российской Федерации
А.И. Гагаркин

 

Ваше мнение об этом издании Вы можете оставить внизу, в комментариях к теме.








Полная версия сайта

2000-2023 гг. © OnAir.ru - Наши контакты