19.04.2024, пятница


24.12.2020 г. - Как радио в первые годы своего существования в Германии стало культовым


Как радио в первые годы своего существования в Германии стало культовым
Столетие назад в Германии началась эра радио. Культурные передачи сделали радио популярным еще до того, как нацисты присвоили его для своей пропаганды


Столетие назад в Германии началась эра радио. Культурные передачи сделали радио популярным еще до того, как нацисты присвоили его для своей пропаганды. Экскурс в историю вместе с информационно-новостным порталом EVO-RUS.COM.

22 декабря 1920 года в эфир вышла первая радиопередача в Германии.

«Внимание, внимание – это Кенигс Вустерхаузен на радиоволне 2700».

Так был объявлен Рождественский концерт сотрудников германского Рейхспоста. Они играли на кларнете, тростниковом органе, струнных инструментах и фортепиано в здании радиовещания города Кенигс-Вустерхаузен.

Скромное качество звука.

Качество передачи было плохим: статика и треск сопровождали музыкальное представление. Прослушивать эту передачу могли только официальные агенты германского Рейхспоста, поскольку в соответствии с Версальским договором частным гражданам Германии было запрещено прослушивать радиосигналы.

Переходное состояние общества.

Тем не менее, радио в Германии родилось. Общество во времена Веймарской республики находилось в переходном состоянии. Художники уже не хотели изображать на своих картинах только объективный мир. Кубизм, дадаизм и абстрактное искусство открывали новые измерения воображения, которые не имели прямого отношения к реальности.

Музыканты и композиторы создавали до сих пор неслыханные звуки с джазом и двенадцатитоновыми техниками, соединяющими знакомые ритмы и клавиши. Писатели и поэты создавали параллельные сюжеты и истории. Потребительские товары выпускались массово. Авиация связывала людей на тысячи километров, а радио гремело вовсю.

Первая официальная развлекательная радиопрограмма в Германии вышла в эфир 29 октября 1923 года. К тому времени союзники сняли запрет на прослушивание радиоволн. Тот факт, что сегодня у нас есть даже акустическая запись, произошел по совпадению: через несколько месяцев после выхода в эфир программа была воспроизведена и сохранена на диске.

Вещание с миссией.

Тем временем инфляция в Германии стремительно росла. Нищета свирепствовала повсюду, особенно в больших городах.

“Радио приветствовалось в Германии как освободительное чудо, особенно в период сильных эмоциональных и экономических трудностей”, – сказал тогда Ганс Бредов, считавшийся отцом немецкого радио.

Как и многие пионеры радио веймарских лет, Бредов имел высокие амбиции по расширению национальных перспектив в своей должности комиссара Радио при почтовом министре Германского Рейха. Эта новая технология должна была положить конец веку невежества и предрассудков.

В декабре 1923 года слушателей было 467 человек. Год спустя на всей территории Рейха насчитывался уже миллион слушателей. А в 1932 году насчитывалось более четырех миллионов платных абонентов радио и, по меньшей мере, столько же не платящих слушателей. Время ежедневного вещания также неуклонно увеличивалось. В 1923 году он составлял 60 минут, а к 1932 году радиопередачи шли уже по 15 часов в день.

Развлечение для масс.

Это были новые возможности одновременного акустического репортажа, которые захватили “Radioten” – уничижительный термин, которым в то время называли радиолюбителей.

Как экстраординарное медийное событие в то время, радио достигло своего захватывающего эффекта благодаря своей непосредственности и “живому” характеру. И это породило жанр, неизвестный до тех пор: радио-пьеса.

Тем временем шли жаркие дебаты о негативном влиянии радио на слушателей, культуру и политику. Многие интеллектуалы и художники дистанцировались от новой среды. Среди них был и австрийский композитор Арнольд Шенберг.

“Радиовещательные средства массовой информации обслуживают большинство. В любое время дня и ночи людям подают пир для ушей, без которого они, по-видимому, больше не могут жить сегодня. Я отстаиваю право меньшинства против этого бреда для развлечения: один должен также иметь возможность транслировать то, что необходимо, а не только тривиальное ».

Начинается государственное вещание.

В 1925 году появилась центральная вещательная корпорация Рейха, похожая на сегодняшнюю общественную вещательную сеть ARD, объединив региональные вещательные компании. Его задачей было регулирование финансов, выполнение совместных административных задач и координация программ. Радио превратилось в государственное вещание.

Программа изначально была скромной по своим техническим и художественным качествам. Первые радиопродюсеры должны были соблюдать хрупкое равновесие между культурными устремлениями и коммерческим успехом при минимальных затратах на производство. На первом показе в октябре 1923 года не было ни одного журналистского вклада, ни одного комментария, ни одного репортажа — но уже были рекламные места.

Развлечения с амбициями.

Слушателям особенно нравилось легкое развлечение. В ходе опроса 83% респондентов поставили на первое место оперетты, а затем программы текущих событий. В то же время новая среда популяризировала такие формы музыки, как джаз и немецкий шлягер. Это также позволило сотням тысяч людей настроиться на классическую и современную музыку: например , опера Вагнера “Тристан и Изольда”, которую дирижировал Фридрих Фуртвенглер в Байрейтском Фестивальном театре. Более 200 станций по всему миру настроились на выступление, которое стало первым прямым мировым вещанием в истории радио.

В 1929 году радио придумало еще одно новшество – репортаж с места событий. Радиожурналисты покидали свои студии и вместо этого снимали репортажи со спортивных площадок, летали над Берлином на воздушном шаре или уходили под землю вместе с шахтерами в Рурской области.

Радио как инструмент пропаганды.

Тем, кто отвечал за программу, стало ясно, что радио – это быстрый носитель информации, превосходящий даже газетные репортажи, когда дело касается скорости. И было еще кое-что, что пленило слушателей: иногда радиопередача была больше о событии, чем сама новость. Опыт пребывания на месте, например на футбольном матче, радиопостановке или в Большом театре, был уникальным и неповторимым.

Первая глава немецкого радиовещания закончилась приходом к власти национал-социалистов, которые систематически использовали радио в своих антисемитских и воинственных целях. После захвата нацистами власти в 1933 году произошли кадровые “чистки”, как называл это аппарат преследования: политические диссиденты и евреи были вытеснены со своих постов.

фото: Dw.com | текст: evo-rus.com

• Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.
•• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов.
••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ.


Полная версия новости на основном сайте OnAir.ru

Опубликовано: 24.12.2020 г. - OnAir.ru - 1170


  На главную

 Новости дня:
• «Русское Радио Кемерово» ищет «Самый дружный класс»
• «Восток FM» принимает гостей: Эльбрус Джанмирзоев в шоу «Восточный экспресс»
• Ведущий прогноза погоды испугал радиослушателей поведением в прямом эфире
• Проект «БарбиQ-Party» проходит на «Love Radio Красноярск»
• Топовые артисты, летнее настроение и площадки по всей стране: VK FEST 2024 при поддержке «Европы Плюс»
Полная версия сайта

2000-2023 гг. © OnAir.ru - Наши контакты