12.12.2019, четверг





Виктор Зима: «В эфире должна звучать живая речь...»



«Благовест», безусловно, выделяется из томской радийной среды созидательным началом.

То ли название обязывает, то ли люди там собрались такие... Это одно из немногих СМИ, что говорит об единственно главном в жизни – любви в душе. Если она есть – жизнь складывается, нет – все летит в тартарары. О том, чем еще будет лечить душу «Благовест», нам рассказал Виктор Зима – его главный редактор. Интервью мы приурочили к недавно прошедшему дню рождения радио «Благовест», которому желаем всех благ!

– Виктор Николаевич первый, принципиальный вопрос: почему радио «Томский благовест» изначально было заявлено как радио говорящее? В том смысле, что предпочтение вы отдаёте не музыкальному наполнению программ, а живой речи? Почему такая концепция?

– Всё очень просто... Можно, условно говоря, «крутить шансон» и «рубить бабки». Но хочется, чтобы, оглянувшись назад, было понятно, что не зря жизнь прожили. Хотя бы что-то попытались сделать. Само радио, как техническое явление, с момента возникновения ориентировалось на слово. Мне хочется, чтобы после нас что-то осталось. Слово остаётся. А что до денег... Была такая купеческая поговорка: «В двух сюртуках хоронить не будут»... Мы это реально утеряли. Копим деньги, скупаем доллары... Нет, кто-то, может быть, и думает, что его в двух костюмах похоронят... Но действительно не станут...

– Но так не бывает, чтобы рыночные категории отсутствовали в деятельности радиостанции. Вы учитываете особенности, извиняюсь, своего рынка?

– Приходится. И ответ, наверное, знаем. Томск не такой большой город. Информационное поле забито. Нужно хотя бы отличаться, чтобы не затеряться в эфире. Это не просто сделать. Мы говорим о духовности. И не обязательно только в религиозном смысле. Мы говорим о духовном наполнении окружающего мира. Предлагаем думать и размышлять с нами.

– Поэтому «Исторические хроники?» с краеведом Геннадием Скворцовым? «Русский путь» с искусствоведом Ириной Евтихиевой?

– Да. А ещё «Культурный суверенитет» с писателем Сергеем Максимовым. Будем говорить прямо: сейчас в Томске не так много писателей, вышедших по известности если не на международный уровень, то на уровень страны и стран СНГ. А у нас известный писатель ведёт целую программу. наверное, поэтому среди наших гостей также Сергей Алексеев и известный томский поэт Михаил Андреев. Считаем честью и признанием, что свой труд «Сорок уроков русского» наш земляк Сергей Трофимович Алексеев представлял на «Благовесте». Он незаслуженно почти не вспоминается в Томске, но это писатель всемирной известности. И если большинство из нас его не знает и не читает, то это, как говориться наши проблемы.

– Виктор Николаевич, а не тяжело быть вне партий? Вы предоставляете микрофон представителям всех политических течений. Это легкомыслие?

– Это наш принцип. Нашим микрофоном не пользовалась только одна партия – «Единая Россия». Знаете, почему мы им неинтересны? Я был в партии... С девятнадцати лет. В Коммунистической партии Советского Союза. Это истинная правда. Не выбросил свой партбилет. Зачем его выбрасывать? Я там симпатичный... Всё-таки девятнадцать. Я был даже депутатом райсовета в городе Ленинграде...

– Вы офицер, а вопрос партийности для офицера в советское время разве обсуждался?

– Да, вы знаете, всяко бывало... В 1984 году в Ленинграде, в училище, на партийном собрании нашей роты, мягко говоря, переругались... В парторганизацию входили, естественно, не только курсанты, но и офицеры, в том числе начальник факультета, командир первого в стране ракетоносца Смирнов Анатолий Николаевич. Речь зашла о плане приёма в партию. Мы возмутились: как можно принимать в партию по плану! А здесь представители политотдела. Три собрания потом было точно. Меня после на парткомиссию вызывали. Спрашивали: «Зима, что у вас в роте твориться? Волюнтаризм какой-то»... Хотя теперь мне понятно, почему к пятому курсу восемьдесят процентов курсантов должны были быть кандидатами и членами партии. Выпускники ракетного факультета Высшего военно-морского училища Подводного флота... И на флот приходили командирами групп в боевую часть два, где энное количество огромных баллистических ракет... Человеку с оппозиционными взглядами там не место. Поэтому коммунистом быть обязан. Так что в партии я был.

– К нынешним партиям, как понимаю, вы относитесь с уважением?

– С пониманием... За двадцать лет работы на радио я был свидетелем всех выборов, происходивших в эти годы. Соответственно, наблюдал, как рождаются и умирают партийные группы. Видел партийные и внутрипартийные игры. Как все, мы ощущали на себе результаты политических перемен.

– У каждой радиостанции есть своя идеология. А раз есть идеология – существует изложение идей. Иначе говоря, пропаганда.

– Культура.

– Вы пропагандируете культуру?

– Пытаемся.

– Что касается литературной составляющей – понятно. А как с музыкальным наполнением программ?

– Говорят – хорошо. Даже очень хорошо, потому что музыка звучит разная. У нас не в ходу такие понятия как ротация, или того хуже – формат. Когда слышу слово формат, как говорил Бендер, «я в детстве таких убивал из рогатки»... С приходом нового директора Наталии Игоревны Чабовской, низкий ей поклон, у нас сложились циклы музыкальных программ. Артисты филармонии наши частые гости. Хотелось бы, чтобы встречи с музыкантами носили постоянный характер.

– А как складываются отношения с театрами?

– Пусть не обижаются на меня театры, но, к сожалению, даже примерно нынешние театры не приблизились к уровню советского времени. Хотя понятно, время другое. Совсем недавно у нас в гостях была актриса Галина Кука. Оказывается, Томск одно время рассматривался как экспериментальная площадка всесоюзного масштаба. Это годы, когда целый актёрский курс из Ленинграда приехал в город. А главным режиссёром областной Драмы был Феликс Григорян. Политическая воля Егора Кузьмича Лигачёва – и появились театры, которые гремели на всю страну. Нужны ему были ему такие театры – он их создал. От художников знаю, что он точно так же просто решил вопрос с художественными мастерскими. По словам писателей, писательская организация в то время была уважаемой и авторитетной.

– Слушатели, знаю, благодарят и за встречи с писателями, а ещё за трансляцию аудиокниг?

– Вечерний и ночной эфир у нас для аудиокниг.

– Объясните, пожалуйста, что произошло с вещанием за пределы Томска? Почему прекратилась трансляция?

– Всё просто. До кризиса мы оплачивали трансляцию за свои деньги. А кризис застал нас на этапе расширения. Мы вышли на вещание в Шегарке, в городах Асино и в Стрежевом. И всё пришлось свернуть по финансовым причинам.

– И что? «К старому возврата больше нет?»

– Для того чтобы возобновить прежнюю географию вещания, как мы уже говорили, требуется политическая поля. Хотя должен отметить с первого дня создания «Томского благовеста» мы всегда получали и получаем поддержку от Департамента информационной политики и от его руководителя Алексея Владимировича Севастьянова.

– Продавать ваше радио трудно?

– Культура и продажа вещи почти не совместные. Соедини два слова и получится продажная культура. Как-то душновато от этого... Продавать наш продукт, действительно, трудно. Что проще продать? Хорошую книгу или журнал GQ с голыми девицами?

– Вы не похожи на человека, подверженного тяжкому греху уныния.

– Грех он и есть грех. А у нас, считаю, есть достижения. Так, мы объединили свою деятельность с радио Северска. Город в двадцати минутах езды, а мы мало что о нём знаем. А он красивый, уютный... «Благовест» в результате теперь принимают в Северске, а северчане вещают на весь Томский район. Областной радиопередающий центр опять же идёт нам навстречу. Считаю, что мы должны прежде всего транслироваться на область. Это ещё и потому важно, что в информационном пространстве за пределами областного центра какой только экзотики не встретишь... Например, как вам название радиостанции «Маё радио?». Моё через «а»... И всё заглавными буквами. МАЁ... Уже и не говорю о «Лайв радио». Ну, назовись ты «Радио любовь»... Э, нет. Сразу трепаться о чём угодно не получится.

– Традиционный для завершения интервью вопрос. Каковы ваши планы?

– Первое – выйти на область. Готовые программы есть. Каждую неделю выходят новые. Передатчики в районах стоят. Всё готово. Уверен, что и президент и правительство к этому вернуться. Потому что кровь и ум, и талант, и работоспособность – это у ребятишек, которые живут в глубинке. И их нужно принимать без конкурса в институты. И туда нужно выезжать. И там должна звучать достойная музыка и живая речь. Вторая задача усиливаться авторами. В этом отношении благодарен русскому писателю Сергею Максимову. И за его программу «Культурный суверенитет» и, конечно, за его роман «След грифона». Я, честно говоря, не найду другого такого примера, когда Томск и томичи, без каких либо натяжек представлены в контексте истории страны на протяжении почти полувека.

Сергей Осадчий, tomsk.mk.ru

Данный текст запрещен к копированию и публикации на страницах сайта radioportal.ru

Полная версия новости на основном сайте OnAir.ru

#Socialize! Мы в Facebook, RSS, E-Mail, ВКонтакте, Twitter



Опубликовано: 28.09.2018 г. - OnAir.ru - 663


  На главную

 Новости дня:
• Радио «Мир» в Республике Беларусь в пятый раз стало лидером потребительского рынка
• «Русского Радио» приглашает на Фестиваль Волшебных китайских фонарей в Москве
• Благотворительный проект «Приёмная Деда Мороза Авторадио» в Саратове
• На заседании СПЧ Путину задали вопрос о деле Ивана Голунова. Он ничего не ответил
• Стали известны подробности смерти российского издателя и его супруги




Полная версия сайта

2000-2019 © OnAir.ru - Наши контакты