23.11.2024, суббота

Маргарита Набокова. Программный директор радиостанции "Наше время" на "Милицейской волне".

OnAir.ru: Почему с переменой формата станции вы не отказались полностью от названия? Зачем слушателю лишний раз напоминать о прошлом, тем более что эта была другая станция, другой формат, другая команда?

Маргарита Набокова: Мы не смогли отказаться от названия полностью, поскольку частота, на которой вещала джазовая станция и на которой мы сегодня реализуем наш проект, принадлежит МВД, это попросту милицейская волна, нам этого не изменить. Но к названию добавилось немаловажное "Наше время" - это означает, что старую милицейскую частоту взяло в управление новое руководство. С приходом новых людей изменился и формат.

А правоохранительные органы не были против перемены формата?

Наоборот. Они искали возможность сделать эту станцию более рейтинговой. Рейтинг мы сделали – второе место.

Сейчас "Наше время" на "Милицейской волне" часто сравнивают с "Ретро", "Шансоном", "Русским радио-2". В чем, на Ваш взгляд, точки соприкосновения и в чем принципиальные отличия?

Принципиальная разница в том, что у нас иной принцип программирования музыкального материала, хотя сам материал на 80 процентов один и тот же. Я, например, могу сказать, что станции, которые крутят в своем эфире англоязычную музыку, тоже в чем-то одинаковы. Разница – в посыле, манере ведущих. Естественно, поскольку мы вещаем на русском языке, нас часто сравнивают с "Русским Радио-2", "Шансоном" и "Ретро". Нас отличает иной стиль, иное музыкальное программирование, иная подача. А музыка – так ведь что сочинили, то уже сочинили. Пугачева – она и на "Русском Радио" Пугачева, и у нас – Пугачева, и на "Шансоне", и где угодно.

По какому принципу вы программируете музыкальный материал?

Наш основной принцип – это "Песни, которым вы подпеваете". В эту категорию могут входить как песни двадцатилетней давности, так и современные вещи. Самое главное в музыке – это посыл. Вообще, как мне кажется, наше радио – не возрастное, это радио соответствующего душевного настроя. Потому что песня "Лодочка плыви" Саруханова нравится как 20-тилетним, так и сорокалетним, она не принадлежит какому-то определенному возрасту. Например, песня "Руки вверх" - "Ты целуй меня везде, 18 мне уже" - однозначно сорокалетним не понравится, ни по каким статьям, это не их музыка. А вот песня Толкуновой "Старый домик, тихий дворик" нравится многим, потому что она о вечных ценностях – о радости, любви, дружбе, грусти. Мы выбираем песни, которые, с одной стороны, нравятся нашей целевой аудитории – людям за 30, а с другой стороны, не раздражают всех остальных. На нашей станции крутятся не только песни "со стажем", есть современные исполнители – и Жасмин, и Алсу, и многие другие. Конечно, мы не можем взять весь их репертуар, но какие-то вещи, которые вызывают "чувство легкой ностальгии", у нас звучат. Совсем молоденькие девочки "Диамант" недавно спели всем известную песню "Одна снежинка – еще не снег". Кто ее не знает, да? Но девчонки ее спели по-другому, и мы ее с удовольствием крутим, почему нет? Или, например, Диана Гурцкая написала песню "Ты слышишь, мама" - кому она не нравится? Нет, конечно, есть такие люди, которые слушают рок, джаз и так далее, но среднестатистическому слушателю - и в двадцать лет, и в сорок - она наверняка симпатична.

А чем можно объяснить внезапно возникший сегодня ажиотаж вокруг "музыки легкой ностальгии"?

Мода на музыку стиля ретро сегодня возвращается, потому что все немного устали от музыки для ног. Нам, наверное, хочется чего-то более душевного. Бывает иногда, что очень хочется посидеть и послушать музыку - но просто посидеть и послушать "Руки вверх" невозможно, ноги идут в пляс самостоятельно. На самом деле, у нас сейчас повторяется ситуация, которая уже произошла на Западе - там современные исполнители и коллективы перепевают старые песни. Так, например, известная песня "Sunny" была написана в 50-е годы – но поют ее до сих пор. Если появилась какая-то песня, и сделана она красиво, исполнена с душой, имеет посыл не к ногам, а к душе, она потом веками живет. Вот посмотрите на "Радио-7" - эта станция крутит вещи достаточно старые, но ведь они не надоедают, они очень красивые, они хорошо сделаны, их многие любят и знают. Мы благополучно справились с сумасшедшим бумом западной музыки, миновали время, когда хотелось всего нового, свежего. И это нормально. Теперь мы возвращаемся к корням.

Чем вы руководствуетесь, занося песню в плей-лист, или, наоборот, от нее избавляясь? Где проходит граница, которая отделяет музыку вашего формата от любой другой?

Если говорить обо мне, то я руководствуюсь своей собственной интуицией и тем багажом, который "заработала" за 12 лет на радио.

Вы совсем не тестируете музыку?

Мы будем ее тестировать в ближайшее время, но это будут исследования исключительно нового материала - новых песен и исполнителей, которые совсем недавно появились в нашем эфире. А "голдовая" часть нашей фонотеки уже протестирована и перетестирована всеми за 12 лет коммерческого вещания в Москве.

Стало быть, новые песни появляются в вашем эфире до того, как исследователи скажут свое веское слово?

Да, мы можем это себе позволить. Но что касается новой музыки на нашей станции, то она должна попадать в стилистику той, что уже оттестирована. Мы постоянно смотрим по сторонам – появился ли клип, крутят ли песню другие станции, и если крутят, то как часто, как на нее реагирует народ. Если у меня есть хоть малейшее сомнение в песне, я ее лучше подержу, она у меня лежит в фонотеке и ждет своего часа. Например, мне уже давно принесли песню группы "Премьер-министр" "У нее глаза – два брильянта в три карата". Она у меня лежала, я понимала, что песня, в принципе, подходит для станции, что она хорошо пойдет. Но я ждала. И когда песня стала звучать на многих станциях, когда она стала узнаваема, когда люди стали на нее хорошо реагировать, она пошла и у нас. Тестировать музыку мы обязательно будем, особенно новый каталог. И случится это, наверное, ближе к лету.

Насколько музыка, которая крутится на вашей станции, нуждается в рекламе? Почему "Наше Время" на "Милицейской Волне" не проводит массированных промо-акций и концертов форматной музыки?

Мне кажется, такая музыка не нуждается в особой рекламе, ее либо принимают, либо нет. Да и наша станция пока не нуждается в проведении больших промо-акций, у нас и так отличные рейтинги. На нашей станции прекрасно действует принцип сетевого маркетинга, когда саморекламы нет, а информация о станции передается из уст в уста. Это не нарочно, но так часто получается, и подобная реклама – для нас самая действенная.

Ваше радио очень любят слушать в автомобиле. Это как-то учитывается в подборе программ станции?

Столько радиостанций уделяет внимание именно этому сегменту слушателей, что очень многие от этого просто устали. Если ты уже стоишь в пробке, то совсем не хочется слышать "А вы знаете, там пробка…". Специальных программ для автомобилистов у нас нет, но наша музыка прекрасно слушается и в автомобиле тоже. Мы немного по-другому подходим к программированию. Например, мы не делаем утреннего шоу, мы не делаем часовую программу по заявкам. Мы не считаем это нужным. Кроме того, очень многие станции делают утреннее шоу. Да и, если уж на то пошло, не все слушатели любят, когда с утра их загружают информацией. Моя дочь, например, не слушает никакие утренние шоу, она говорит: "С утра я хочу слушать музыку, а не какого-нибудь Васю Пупкина, который дозвонился в эфир и теперь всех грузит". И таких людей много. Многие любят спокойно просыпаться, им гораздо приятнее с утра послушать музыку, а не шумных и нередко чересчур активных ведущих. Естественно, утром у нас есть обзор прессы, спортивные новости, просто новости и много музыки.

А какие еще нетипичные для других станций программные находки есть на станции?

У нас есть интересная программа "Веселая пятница", которая выходит в соответствующий день недели в 9 вечера. Это авторская программа Милы Мичевой. Она собирает всякие курьезные новости из газет, журналов, интернета, записывает, очень смешно обрабатывает. Такого шоу нет нигде - глупости со всего света. Рубрика "На посошок" - последняя песня в часе по просьбам слушателей – этого тоже нигде нет. Обычно делают часовую программу, но мы подумали и отказались от такой формы, потому что эту программу слушают в основном те, кто хочет поздравить близких, а остальным это не очень интересно. Мы решили, что по заявке будет последняя песня. С одной стороны, удовлетворены те, кто хочет поздравить, с другой стороны, не обижены и те, кто хочет просто послушать музыку – это не часовая программа с постоянным перечислением достоинств многочисленных именинников. Опять же, очень удобно - можно передать поздравление в любой момент и не ждать определенного часа, а потом остервенело дозваниваться. Ну и тактический шаг: благодаря такому способу люди дольше слушают радио.

Каким должен быть ведущий, чтобы взаимопонимание с аудиторией было стопроцентным? Возраст, личные качества, посыл…

Это как раз то, о чем я говорила по поводу музыки. Музыка наша не возрастная, музыка апеллирует к состоянию души человека, Киркорова любят и пятнадцатилетняя девочка, и сорока-пятидесятилетняя дама. Но другая пятнадцатилетняя девочка любит "Демо", а третья – "Муммий Тролля" и та, которая любит "Муммий Тролля", нашу станцию не будет слушать никогда, а та, которая слушает Киркорова, с удовольствием послушает. Как видите, дело не в возрасте, а в состоянии души. Среди ведущих на станции есть и тридцатилетние, и двадцатилетние. Самое главное, как они себя чувствуют в предложенных обстоятельствах, потому что есть и 35-тилетние люди, которые не подходят для нашего эфира совершенно, хотя по возрасту они совпадают в нашей целевой аудиторией.

Вы работали на "Европе Плюс", "Ретро", "Радио-101". Почему в результате оказались здесь?

На "Европе Плюс" я отработала в эфире семь с половиной лет и параллельно работала ассистентом музыкального редактора на "Европе плюс" и немного на "Ретро". Когда в силу возрастных ограничений в эфире я уже работать не смогла, перешла на должность литературного редактора на "Европе плюс". А потом мне предложили должность музыкального директора на "Радио-101" и, естественно, я не отказалась. Некоторое время поработала там, но так сложилось, что станцию закрыли, очень жалко, хороший был проект. После этого я работала в "ПроРадио" экспертом-консультантом по музыкальному программированию, откуда меня пригласили сюда на консультацию по формированию музыкальной базы и в результате сделали предложение, от которого я не захотела отказаться. Это безумно интересно. После определенного количества лет, когда ты занимаешься программированием, работаешь в прямом эфире, не имеет значения, какой формат ты делаешь. Я понимаю, как сделать любой формат, кроме, пожалуй, одного - молодежного танцевального. Не могу. Пока. Пока я не очень хорошо знаю эту музыку. Но! Родина скажет "надо", и … Радио – это бизнес, а в бизнесе есть правила.

Не устали от такого количества музыкального материала?

На определенном этапе музыкальный редактор начинает музыку ненавидеть. И это нормально. Нет ничего страшнее музыкального редактора, который пристрастен. Я, например, люблю народные латиноамериканские песни, не вот эту попсу, которая сейчас стала модной, а народную латиноамериканскую музыку. Поэтому мне очень легко, у меня нет никакого предубеждения по поводу того, что ставить в эфир, а что нет. Я слушаю абстрактно, не потому, что мне это нравится, а потому, что это хит, или будущих хит, или потому, что эта музыка заинтересует нашу аудиторию. Я не ставлю то, что нравится лично мне. И это, как мне кажется, самое правильное отношение, иначе собственные вкусы навредят станции.

Есть ли у Вас на радио какие-то "непокоренные вершины"?

Все, что мне было в радио интересно, я уже освоила. Музыкальный редактор, ди-джей, литературный редактор, программный директор. Вот это то, что мне нравится. Теперь надо совершенствоваться, как говориться, "вглубь". Коммерсантом я быть не могу и не хочу.

А как насчет того, чтобы отпочковаться от этой станции и реализовать какой-то собственный проект? Станцию с народной латиноамериканской музыкой…

К сожалению, она не будет рейтинговой. Элементы латиноса – да, но целая станция – это не наша культура, не российская. Я совершенно не вынашиваю планов отпочковаться. Меня устраивает все, что здесь происходит, я люблю работать в команде, у меня никогда не было желания покинуть людей, с которыми работаю.

Как Ваша семья относится к "программному директору Маргарите Набоковой" и к радиостанции?

Семья попрощалась со мной 12 лет назад, семья сказала: "Ты не мать, а ехидна. Ну, иди, занимайся своим радио". Родители, муж и старшая дочь (иногда) слушают "продукт моего творчества", младшая дочь – не слушает, оно и понятно, ей 13. Семья очень сильно поддерживает меня морально, но советы старается не давать. Все понимают, что я все-равно сделаю так, как будет лучше для наших слушателей.

Татьяна Ломакина, © 2002, OnAir.ru.

Полная версия сайта

2000-2024 гг. © OnAir.ru - Наши контакты