23.11.2024, суббота

Александр Плющев. Автор программы "Серебро" на радио "Эхо Москвы".

OnAir.ru: Что за эфирная акция в рамках программы "Серебро" планировалась на 28 октября?

Александр Плющев: Планировалось у нас отмечание "Серебряного нового года". Дело в том, что где-то в этих числах исполняется год моей программе "Серебро". Она выходит в ночь на понедельник, поэтому я не помню точного числа, зато помню, когда наступает 53-я программа (в году 52 недели) – в ночь на 28 октября. Все живые концерты у нас играются в акустике, потому что студия "Эхо Москвы" не приспособлена под электрический эфир. Было запланировано несколько уникальных вещей, например, акустическое выступление группы "Пикник", многие и не подозревают, что они могут играть в акустике, но для нас группа сделала исключение. Кроме "Пикника" из Петербурга должны были принять участие "Пилот" и "Томас", из Москвы – Юта и Ольга Арефьева, и из Крыма – группа "Ундервуд".

К сожалению, в связи с трагическими событиями, мы вынуждены были этот концерт перенести на неопределенный срок, видимо, на месяц или два. Ясно, что собрать его в том же составе, возможно, не получится, но будем надеяться, что сроки удастся согласовать таким образом, что большинство музыкантов смогут приехать.

Как ты пришел к программе "Серебро" и с чего она начиналась?

Началось все с того, что в результате конфликта с руководством "Эха Москвы" со станции ушел Александр Лаэртский, и ночь с воскресенья на понедельник осталась свободной. Сначала в это время гоняли повторы, потом пробовали разных ведущих, но что-то не ладилось, максимум они держались в эфире два-три месяца. Мне было очень жаль эту пропадающую ночь, и я стал думать, что бы такое сделать.

И однажды в программе "Без посредников" (это любимая программа всех сотрудников нашей радиостанции, в которой слушатели напрямую общаются с нашим руководством и задают ему разные вопросы) я услышал вопрос: "Почему у вас нет программы о русской музыке?". На что наш большой придумщик, Алексей Венедиктов, главный редактор радио "Эхо Москвы", сказал: "Будет ведущий, будет программа". Это заронило во мне зерно подозрения, могу ли я сделать здесь что-то. Хотя, честно говоря, я никогда не думал о занятии музыкальными программами по той простой причине, что я мало что понимаю в музыке, более того, редко ее слушаю, разве что радио в машине.

А какое радио ты слушаешь в машине?

В основном я слушаю "Наше радио" и "Ультру". Кроме этого иногда слушаю "Русское радио" и обновленный "Хит-FM". Ну, не говоря уже об "Эхе Москвы", которое я слушаю больше по работе, потому что как был на новостях, так на них и остался.

Непосредственно к программе. Как бы ты сформулировал главную ее идею?

Идея – познакомить аудиторию "Эха Москвы" с интересной русскоязычной музыкой. С самого начала мы декларировали принцип: мы ничего не знаем об этой музыке, но готовы познавать вместе со слушателями. Этот же принцип был заложен в мою программу "ЭхоNet" об интернете, и он сработал.

Какова структура и наполнение программы?

"Серебро" - не очень ровная, структурированная передача. Это эфир в течение шести часов, с 00 до 06. Первые два часа – гость, как правило, из мейнстримовых русскоязычных команд, тех, что крутятся по радио или потенциально могут крутиться. Или просто известный, знаковый артист типа Юрия Антонова.

Дальше программа достаточно свободная, мы слушаем какую-то новую или не новую музыку, общаемся со слушателями. В часе с двух до трех у нас бывает рубрика "Зерна от плевел", в которой мы проигрываем три песни и обсуждаем со слушателями услышанное. Это такое постоянное исследование вкусов аудитории. Раньше у нас также была рубрика "Альбом ночи" или "Живой альбом", которую вел мой напарник Дмитрий Борисов, но больше ее не будет.

Сейчас Дима придумывает на этот час что-то свое, я в это не вмешиваюсь и абсолютно в нем уверен. Диму в самом начале мне практически навязало руководство, и внутренне я против этого протестовал, но очень быстро понял, какое счастье на меня обрушилось. Он, знаете, из таких активных слушателей, которые хотят работать на любимой станции. Очень часто кроме желания такого у них ничего нет, но у этого парня есть все. Ему всего 18 лет, но он, не смотря на весь свой юношеский задор и амбиции, очень профессионально подходит к делу.

В часе с пяти до шести у нас идет "Про гон", это час для тех, кто дожил. Потому что, конечно, в ночь на понедельник дожить до пяти утра могут только люди геройские, либо люди сумасшедшие. Вот из этих двух категорий и состоит аудитория нашей программы. В этот час мы просто беседуем с ними по телефону по принципу "что вижу, то пою". Я там ставлю тоже какую-то музыку, но в основном из архивов, проверенную классику.

Насколько я поняла, обычно в рамках первых двух часов в живую идет только дискуссия, отдельные треки группы идут с CD-проигрывателя.

Да, в основном это, конечно, разговор с музыкантом, причем, чем дальше идет программа и чем известнее музыкант, тем дальше мы уходим от музыки. Понятно, что с Гребенщиковым (его, кстати, у нас еще не было) глупо просто говорить о музыке, с ним надо о философии, о религии и т.п. Творчество человека становится как бы фоном для разговора.

Но иногда выступают и вживую, особенно если сами хотят это сделать. Например, в живую выступала группа "Запрещенные барабанщики" с графом Хортицей. Они притащили с собой контрабас, клавиши и зажигали около двух часов. Вживую выступал известный деятель российского зарубежья Захар Май, который тоже меня потряс. Хотя я ему раз 20 повторил, что у нас акустика, он пришел на эфир с электрической гитарой, заявив, что не знает, где тут взять акустическую. Но выход из ситуации он нашел – притащил уличный такой динамик, работающий от батарейки типа "Крона", и зажигал тоже часа три.

Планируется ли по прошествии года какая-то корректировка формата программы?

Ну, если можно так сказать, мы за этот год немного повзрослели и решили понемногу менять формат в сторону именно живых концертов. Т.е. с каким-то небольшим числом зрителей и в акустике. Мы уже составили список команд, которые не только нас устраивают, но уже согласились придти к нам. К тому же мы постепенно отказываемся от мейнстрима. Потому что это тема конечная, число мейнстримовых групп в принципе ограничено, выбор со временем становится очень небольшим.

Периодически ты ставишь в эфир абсолютно новые команды. Ты как-то сам их ищешь, или это они тебя находят?

Ну, я особых усилий не прилагаю. В программе я просто говорю, что если кто-то хочет попасть в программу "Серебро" как в качестве гостя, так и просто в качестве проигранной композиции, пусть присылает записи. Крутим мы музыку бесплатно, лишь бы она нам нравилась, мы ведь не музыкальная станция. Единственное – я не возвращаю присланные диски. А их на самом деле очень много, хотя я не Козырев, и станция у нас не "Наше радио", куда тоннами их завозят.

И каким образом ты отбираешь материал?

Честно говоря, новые молодежные команды, которые присылают свои записи, меня очень разочаровывают. Из всего присланного я отбираю 1/10 часть, а у меня сито не очень-то мелкое. И из того, что я ставлю в эфир, слушатели принимают тоже только 1/10. То есть 1% из того, что присылают, реально нравится людям.

В последнее время, правда, может, я стал умнее, понятно стало, где искать (не сразу же понятно, где искать), но стали появляться действительно интересные молодые группы, которые, слава Богу, еще не в ротации, но ничем не уступают уже раскрученным командам. Конечно, я не профессионал в этой области, но мне кажется, что не нужно быть большим специалистом, чтобы увидеть потенциал этих групп. Не побоюсь назвать две группы. Это живущая в Швеции группа "Отец Василий & The Kurtens” и группа "Ч.Ч.", такой настоящий драйвовый русский рок.

Ты ставишь эти песни по одному разу, чисто для ознакомления слушателей, или существует у вас какая-то ротация?

Нет, у меня нет возможности устроить песням хоть какую-то ротацию. Поэтому, если появляется команда, которая очень мне нравится, я могу поставить несколько ее песен, чтобы аудитория их распробовала. Ведь с первого раза не всегда воспринимаешь песню. Если бы большинство композиций, которые звучат сейчас на том же "Нашем радио", проигрывались в эфире по одному разу, то составить хит-парад из них было бы невозможно.

Да, из "Короля и шута" разве что. Если группа или песня слушателям понравилась, дальнейшие твои действия?

Тогда я уже стремлюсь пригласить команду на эфир. Они у нас выступали обычно с двух до трех ночи. Есть несколько команд, которые до нас практически не бывали на радио, я их считаю своим открытием в какой-то степени. Это группы "Шлюз", "8-ая марта", "Оргия праведников".

Определял ли ты для себя некий внутренний формат? У тебя есть какие-то определенные жанровые предпочтения?

Главный критерий для меня – интересна ли группа, по моим представлениям. У меня есть список команд, которые я хотел бы слышать у себя в эфире. Процентов на 80-90 он состоит из исполнителей формата "Нашего радио", надо это признать и глупо это скрывать. Ты не удивляйся, у нас в эфире вообще можно совершенно свободно упоминать любые радиостанции. Единственное, что не приветствуется – рекламировать, причем не упоминать, а именно продвигать конкурентов, коими являются, не побоюсь этого слова, радио "Маяк", "Свобода", "Новости on line". Извините, если кого-то забыл. Музыкальные станции формально конкурентами не считаются. Поэтому у меня в эфире побывал, например, Козырев в день собственного рождения, за что ему спасибо.

А руководство станции как относится к таким гостям?

Нормально, мне вообще ничего ни разу не было сказано по поводу гостей. Вообще это очень интересная тема: можно ли произносить в эфире названия конкурирующих станций. Неужели от этого все сразу полюбят твоего конкурента, или сознание у них будет деформироваться, и в результате этого зомбирования они переключатся на другую волну? Глупость полная. Но, если музыкальным радиостанциям интересно играть в эти игры, это их "Зарница" такая партизанская, они шифруются друг от друга, то ради Бога. Мне не в лом пригласить и Козырева, и Тутту Ларсен, которая до недавнего времени работала на "Максимуме", мы много говорили об этой станции. Будет Пряников в ближайшее время, Аксюта.

С какой целью ты приглашаешь этих людей?

Дело в том, что каждый первый понедельник месяца вместо музыкантов мы приглашаем людей от музыкального бизнеса. Потому что мне кажется, что слушатели хотят знать не только, что делается, но и как делается. Мне мало интересны продюсеры, т.е. люди, продвигающие товар, гораздо интереснее те, кто этот товар создает. Всех волнует, как формируется политика радиостанций, существует ли заговор радиостанций против той или иной музыки, запреты на тех или иных исполнителей, чем руководствуются люди, когда ставят в эфир группу "Стрелки" и не группу "Бригада С"? Почему на "Русском радио" столько попсы? И так далее.

А у тебя в эфире может быть попса?

Да, если группа стала каким-то знаковым явлением. Например, группа "Тату". Она у нас не была, но мы говорили о ней, представляли несколько песен из американского альбома. Просто это группа, которая совершает некий прорыв, может быть, это больше связано с шоу-бизнесом, нежели с музыкой как с таковой, не знаю, но западные продажи и хит-парады это показывают.

Как ты вообще относишься к такой вещи, как музыкальный формат?

Как к неоспоримому закону радиобизнеса. Каждая радиостанция ориентируется на свою аудиторию и вынуждена подгонять под нее формат. Беда не в том, какие у нас есть форматы, а в том, что разнообразия в них пока нет. Несмотря на то, что есть более 20 Fm-станций, выбор у слушателя невелик. Этому есть объективные причины, основная из них – на некоторых достойных музыкальных жанрах у нас пока невозможно заработать, тому пример радиостанция "Ностальжи", "Престиж". Чтобы зарабатывать, нужно ориентироваться на массовый вкус, с этим ничего не поделаешь. Хотя, скажу по секрету, у меня родилась идея такой бесформатной музыкальной радиостанции, с помощью которой можно будет зарабатывать деньги. Другое дело, что, от массового вкуса тут все равно не уйдешь. Я надеюсь, что когда-нибудь я ее либо продам кому-нибудь, либо реализую сам.

© 2002, OnAir.ru.

Полная версия сайта

2000-2024 гг. © OnAir.ru - Наши контакты